Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Храм в деревне
Защищайтесь милостивый государь!
soundman
Photobucket
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Русилове


Когда я вервые приехал в деревню, то самым главным моим впечатлением была эта церковь. Не заметить ее невозможно, потому, что надо ее обязательо обогнуть, чтобы выехать к нашему дому. Тогда был еще жив Сашка, и нашей постоянной навязчивой идеей было - восстановить ее. Тогда казалось, что вот оно - уже пришло, некое духовное обновление общества, еще немного - и и русский нород-броненосец© гордо поднимет голову, заколосятся фермерские поля и всем миром мы пойдем поднимать из руин порушенные храмы.

Photobucket

А храм-то был интересный, как оказывается, и древнее, чем мне казалось.

Дело о построении в приселке (так называли небольшое селение, «приселившееся» к большему селению) Русилове Корчевского уезда (ныне - Кимрского района) каменной церкви было начато в 1793 г. Тогда в Тверскую духовную консисторию обратился надворный советник Александр Иванов Чашников с просьбой «пожаловать благословенную архипастырскую храмозданную грамоту» для построения в его «вотчине меньшей Слободы Задубровской в приселке Русилове церкви Казанской Божией Матери с приделом Чудотворца Николая». Прежняя деревянная Никольская церковь была построена в 1701 г. и за многолетнее существование стала приходить в ветхость. В ней служили священник Михаил Васильев, диакон, дьячок и пономарь. Имелось «церковной пашенной и сенокосной земли» 59 десятин.
Строительство каменной церкви велось в течение пяти лет «иждивением прихожан и на церковную сумму» на основании храмозданной грамоты, выданной 15 сентября 1793 г. Новопостроенная церковь имела в длину - «12 саженей и 11/4 аршин», в ширину - «5 саженей и 1 аршин». Стены как снаружи, так и изнутри были оштукатурены и выбелены известью. По внешнему виду одноглавый храм представляет собой установленную на четверике ротонду, купол которой завершается глухим барабаном с луковичной главкой. Тогда же построили невысокую двухъярусную (оба яруса в плане квадратные) колокольню со шпилем, обитым жестью, с железными вызолоченными яблоком и крестом. На втором ярусе («ярусе звона») в середине XIX в. было шесть медных колоколов (первый весил 172 пуда 10 фунтов).
Освятил главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря и ректор Тверской духовной семинарии Евгений. Состоялось это важное событие 21 сентября 1798 г.
На устройство придела церковных денег в то время недоставало, поэтому его возведение началось спустя десятилетие: резолюцией архиепископа Мефодия, последовавшей 30 октября 1808 Г., было дозволено его «прикласть с левой стороны церкви». По смете, стоимость работ составляла 3709 рублей 50 копеек. В строящийся Никольский придел были бережно перенесены сохранившиеся «в твердости» в старой деревянной церкви «святые образы в нижнем ярусе иконостаса» и царские двери.

Photobucket
Фрагмент алтарной стены и сохранившиеся фрески.
С потолка свисает цепь для паникадила.

По «Описи церкви», придел был сооружен в 1811 Г., а «к освящению готов», по рапорту местного благочинного - священника села Красного Никиты Петрова, к началу лета 1815 г. Его освятил на новом антиминсе 24 июня 1815 г. «чередный соборный священник» Петр Симеонов. Деревянную церковь разобрали осенью того же года, «годный лес» использовали на постройку церковной ограды (оставшийся - продали прихожанам села Красного «на устроение ограды вокруг деревянной церкви» ), «негодный» был пущен на отопление каменной церкви.
По клировой ведомости 1865 г., в Казанской церкви два престола, а ведомость 1890 г. указывает, что имеется третий престол (в теплой церкви) во имя Пророка Илии. Приход церкви составляли 159 окрестных дворов крестьян, мещан, статских, солдат. Ближайшими приходами были церкви сел Малое Новоселье (в двух верстах), Дуброва (в четырех верстах), Быково (в пяти верстах).

Photobucket
Вид на храм со стороны моей деревни "Правда", бывшей Боженцово.

В 1912 г. в ответ на прошение причта и старосты Казанской церкви епархиальное начальство разрешило использовать пятьсот рублей из наличной церковной суммы для проведения наружного ремонта церкви: было необходимо выкрасить крышу, оштукатурить стены и южную сторону колокольни, а также «выбелить церковь и всю ограду при ней».
В советские времена Казанская церковь, как и большинство других, была закрыта... по рассказам "старожилов", в 30-е там находилось управление механизации, причем на фресках у святых лики сбивали топором из развлечения, следы этого были еще видны лет 15 назад, сейчас уже фрески почти полностью осыпались.
Photobucket
Вид с колокольни.

Прошло около 20 лет с тех пор, как мы с братом строили свои прекрасные проекты. Единственное, что было сделано с тех пор, так это был найден у стены крест и внесен в бывший алтарь, да я наткнулся в Сети на крупицы информации об этом храме..
Photobucket
Крест в алтаре.

А крестьяне, лишившись кнута в виде советской власти, разобрали на кирпич здание поповского дома с церковной школой и то, что смогли вытащить из здания храма, несмотря на то, что церковь является (и являлась) объектом культурного наследия регионального значения, да обильно пополнили погост, умирая от водки, старости и безнадежности.

*********************


Спасибо за информацию сайту "Православные храмы тверской земли", оказывается, про наш храм даже целая книга есть...

Спасибо 1hamster1 - он упомянул универсальный погодник, в котором даже есть моя деревня, буду знать, какая там у нас погода...

Есть еще ряд фотографий с сайта "Храмы России", у меня у самого тоже есть, но я их не могу что-то на работе сегодня обрабатывать, глаза не видят, а уши не слышат... Наверное, сделаю апдейт поста в следующий четверг.

  • 1
"...а ведомость 1890 г. указывает... приход церкви составляли 159 окрестных дворов крестьян, мещан, статских, солдат".

А сейчас как в "Правде" с населением?

Именно в Правде - совсем немного.

Деревенских - около 8 или 10 человек.
Москвичей-тверичан, постоянно живущих - еще человек 10.
Москвичей-тверичан, живущих наездами, как мои - еще человек 8.

Но в приход не одно Боженцово входило, там много сел было окрест, но, конечно, сейчас вымерли деревни на 95%.

надо же, какая оказалась богатая история...
а погодник и правда прикольный!

Да я думаю в любом деревенском приходе, если копнуть, есть похожие истории.

Жалко, что мы их не знаем, не то, чтобы что там еще.

как всегда, красиво, трогательно и больно... чтож так у нас всегда-то?....

И просвета что-то не видать, думали, может с жиру наши денежные мешки начнут уже о святом думать, или "среднеклассовые" перестанут бояться умереть с голоду, таки тут кризис, понимаешь....

Кризис кризисом, да ведь им-то от него ничего не будет, ведь у них нефть есть. А вот народ обычно чем хуже живет, тем больше думает о высоком...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account