Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Camino Santiago на велосипеде в июне-июле 2015 года. Итоги, советы и полезная информация.
Осень
soundman

Ну вот и закончилась поездка, Дорога пройдена.. Заполнен креденсиаль и получена компостела.



Грустно подводить итоги, так что пускай этот пост, в котором я соберу все, что пригодилось мне и может пригодиться другим велосипедистам, которые поедут по Камино, послужит для кого-то началом. В качестве основы для этого поста послужит мой старый, стартовый пост, в который я постепенно дописывал все ссылки, которые могли мне пригодиться.

Сразу хочу сказать: Все мои советы и наблюдения - субъективны, своё мнение я никому не навязываю, но и разубеждать меня в нём не стоит. В любом случае - Путь у каждого свой, и каждый набьёт свои шишки. Итак:

Подготовка к поездке на раннем этапе:

  • обязательная физическая подготовка не менее чем за полгода до поездки, иначе вы будете не путешествовать, а тащиться по маршруту. Я крутил велотренажер каждый день по 1:20 с перерывами только на форс-мажоры вроде болезней. За два месяца до поездки я начал каждый день ездить по Москве на велосипеде не менее 50 км, с максимальным пробегом до 100. Этого недостаточно! Средний набор высоты по Москве на восьмидесятикилометровый пробег - триста-четыреста метров максимум, а у меня был этап с набором высоты в 2300 м на 80 км. Ни качество дороги, ни градиенты, ни продолжительность не соответствуют "московским покатушкам", а рассказы из серии "жуткие горы в Подмосковье" или "торчок в Битце" - это сказки для детей. Также я очень рекомендую вдобавок к тренажеру ОФП и плавание, главная задача - добиться хорошей выносливости.


  • изучение испанского языка. В некоторых отелях, не говоря уже про маленькие кафе или магазины в провинциальных городках (не говоря о деревнях) вашего английского языка не поймут, как, скажем, не поймут его в городе Торжок. Заучите хотя бы вот такой разговорник, но лучше более углубленное изучение, я занимался с носителем языка по скайпу.


  • изучение полезных ресурсов.

Ну вот тут, пожалуй, поподробнее.
Полезная информация и путеводители:

В сети есть тысячи ресурсов, посвященных Пути. Читать запоем с утра до вечера я бы не рекомендовал, потому что отчеты, в общем, достаточно похожи, а информация по ссылкам дублируется. Но хотя бы немного:

ru_camino - ЖЖ сообщество
Группа в facebook. Там по ссылке "файлы" лежит много вкусного и интересного.

http://caminodesantiago.ru/ - один из русских сайтов. Хороший.
http://iperegrinos.com - социальная сеть для пилигримов по Camino.
http://caminopedia.com/ - Каминопедия. Не пригодилась.
http://wikicamino.net - русская ВикиКамино.
Всё же, в основе своей, это всё ознакомительное факультативное чтение, лишним не будет, но не обязательно всё штудировать, в отчетах можно узнать больше.

Из того, что может реально пригодиться в пути, я бы назвал сайт http://wisepilgrim.com/ - это список всех альберге по всем Камино, у них есть приложения для смартфонов. Из наших аналогов есть путеводитель паломника на русском языке - все альберге с адресами, в формате Doc и изданный Еленой Панагриевой путеводитель по альберге, который я брал с собой и который как минимум дважды выводил меня на отличные альберге.

Что касается как таковых путеводителей, то лучшим считается английский от John Brierley, выдержавший уже много переизданий. Со мной в качестве бумажного путеводителя ехала книга "Страна Камино-де-Сантьяго: Самое необычное путешествие по Испании" из которой я много чего узнал в дороге - достаточно почитать на сон грядущий одну-две главы, и едешь мимо памятников уже осмысленно, а не просто крутишь педали.

Ну и конечно - смотрите "Путь" Эмилио Эстевоса и "Млечный путь" Бунюэля, есть шестисерийный тревелмуви от Нешнл Джиографик, читайте испанскую литературу, без этого будет не так интересно..

Я уже писал, но повторюсь - очень выручили меня приложения для смартфонов, куда за небольшую денежку можно скачать аудиогиды с привязкой к местности. У меня были “Вокруг света” и Your Guide.
Билеты, бронь, виза и перевозка:

Я купил авиабилеты в "Аэрофлоте" сильно заранее, еще в начале декабря и стоило это на момент покупки 24 000 рублей. Iberia предлагала немного дешевле, но я решил сэкономить - у них перевозка велосипеда стоит плюс 50 евро и ещё везти можно только в коробке, которая в аэропорту стоит тоже 20 евро, что ли.. Я уже писал, что это было ошибкой. Не стоит пытаться сэкономить на перевозке, можно столкнуться с форс-мажором. Вообще, это солидная проблема - упаковать и перевезти велосипед, я скажу. На следующий год я буду думать, как лучше решить эту проблему, и больше всего мне пока нравится идея ехать с жестким велокофром и оставлять его в гостинице, с тем, чтобы потом вернуться в ту же точку, откуда начинаешь маршрут.

Для получения визы я забронировал 4 отеля по ходу следования через www.booking.com, хотя это не обязательно. Достаточно при подаче документов в визовый центр написать вот такое заявление.

Билеты на междугородние перевозки автобусной компанией ALSA покупаются у них на сайте, причем можно покупать хоть за год до поездки. Стоят бюджетно, ходят (для Испании) точно. В Финистерру из Сантьяго и из Памплоны в Сен-Жан-Пье-де-Пор ходят автобусы компании "Monbus", онлайн билеты купить нельзя. Расписание автобусов есть на сайте.
Из Сантьяго я решил уехать ночным поездом, по двум причинам: потому что автобус едет почти 9 часов и днём, а на поезде можно ехать ночью и сэкономить день, и потому что велосипеды можно возить только в ночных поездах.. Есть распространенная ошибка: в испанских дневных поездах дальнего следования нельзя перевозить велосипеды. Это не так, перевозить можно, но только они должны быть упакованы так, чтобы удовлетворяли вот таким требованиям:

Это достаточно жесткая разборка, но упаковать можно. Суперкомпактная упаковка демонстрируется вот по этой ссылке. Не уверены, что нормально упакуете? В Сантьяго на вокзале вам за 20 евро упакуют велосипед к поездке, обращаться надо к Jose в магазин печати. Билет обошелся мне в 150 евро, это была плата за перестраховку, ну и за то, что в купе я ехал один ))) Билет в компании RENFE  можно купить онлайн за три месяца до поездки.

Двигаясь по камино, можно заказать транспортировку вещей вдоль маршрута и ехать/идти налегке, а ваш багаж будет ждать вас в том месте, которое вы укажете.

Такси стоят негуманно: от Памплоны до Сен-Жан-Пье-де-Пор 120 евро, от Сантьяго до Финистерры (или обратно) - 90 евро.

NB: Я не рекомендую добираться до старта так, как я. Сейчас я бы полетел до Парижа, а оттуда прямым поездом до Сен-Жан-Пье-де-Пор, а из Сантьяго улетел бы в Москву через Стамбул, например. Экономия около 300 евро только на переездах (такси из Памплоны+ночной поезд). Но зато я не посмотрел бы Мадрид...

Маршрут, отчеты и треки:

Здесь самое главное. Нужно решить, как вы будете проходить вашу дистанцию и обязательно составить примерный маршрут (см. мой). Это необходимо, чтобы рассчитать продолжительность маршрута. Отлично, если вы не ограничены во времени. Хорошо, если вы проедете какой-то участок побыстрее и у вас появится лишний день - сможете поехать в Muxia, например. Я собирался посреди маршрута, в Бургосе, сесть на автобус и доехать до Леона и денёк просто поваляться, но когда я приехал в Бургос сама идея о том, что можно сойти с Пути показалась мне кощунством, сил хватало и я с огромным удовольствием проехал эти 200 км за 2 дня.
Хуже, если вам из-за переоценки своих сил придется сойти с маршрута. Так что - читайте отчеты и сопоставляйте их со своей физической формой, ну и тренируйтесь, чтобы поездка была в радость.

Маршруты и треки:
Для составления маршрута удобно почитать несколько специальных сайтов, скажем, bicigrino.com - хороший сайт для велопутешественников, разбивка на этапы или еще такой же, испанский.

Перед поездкой я купил навигатор Gamin Dakota 20 и закачал в него бесплатные топографические карты и несколько каминовских велосипедных треков с сайта www.gpsies.com. Три дня не мог нарадоваться: едешь в поле, развилка, непонятно - направо или налево? И стрелок нет. Глянул на навигатор, и все сразу понятно. Но после Логроньо то ли я что-то испортил, то ли в навигаторе произошел какой-то сбой, но треки перестали отображаться. Несколько раз я пользовался им, прокладывая дорогу по точкам - у меня был очень примитивный велопутеводитель, который я, по счастью, распечатал перед поездкой (он же онлайн), в котором были только крупные точки. Так что дивайс оставил у меня весьма странное впечатление: не хочется поехать в поездку куда-нибудь, где не будет добрых каминовских стрелочек и попасть в такую же ситуацию. Спасла меня покупка превосходного, подробнейшего атласа для велопилигримов:
Если сможете купить такой где-нибудь по интернету - заказывайте, неоценимо облегчил жизнь. В нем маршрут разбит на 15 дней, это, как мне сейчас представляется, самая правильная разбивка для среднего велотуриста, так гнать, как я, не надо. Есть участки до Finisterra и Muxia. Но вообще, конечно, я уже говорил - в дороге вы не заблудитесь, есть стрелки дона Элиаса, есть другие паломники, есть очень доброжелательные местные жители.

Отчеты о прохождении:
Каталог отчетов из ВикиКамино (русский)
Камино на велосипеде от shykar
Путь святого Иакова на велосипеде от seyfulmulyukov, вот трек этой поездки. Я ориентировался на этот отчёт и проехал свой Путь примерно так же.
Очень сжато и точно о том, что такое альберге.
Камино из Памплоны за 11 дней.


Список вещей в дорогу, по пунктам:
Документы и деньги:
Паспорт заграничный с действующей визой
Паспорт общегражданский
Распечатка всех заранее купленных билетов на все поездки
Распечатка медицинской страховки
Путеводитель и книга по Камино (по желанию)
Ручка/карандаш
Флешка с копиями документов
Деньги - как наличные, так и кредитные/дебетовые карточки систем Visa и Master. Я купил достаточно много евро наличными, за все гостиницы платил карточками и привёз немного наличных обратно. Никаких вопросов с российскими картами нет в самых глухих деревнях - в любом кафе принимают. Сейчас бы вёз самую малость - 300-400 евро полтинниками или двадцатками, остальное на картах.

Возникает вопрос "сколько брать", да? Очень индивидуально. Минимально в день я тратил 25 евро: 5 за альберге, 5 на завтрак, 10 на ужин, 5 - вода и напитки по дороге. В дороге и маленьких городах тратить не на что, соборы открыты, музеи не стоят больше 5 евро, ужин не дороже 12.  Максимально у меня было в Сантьяго: 35 евро за гостиницу, дюжина устриц, шампанское, осьминог, тапасы, такси до вокзала, - около 75. Ужиматься совсем и есть консервы из супермаркета в Испании я смысла не вижу. Всё же один из туристических элементов Камино это гастрономический. Вообще, тему "где жить и что есть" каждый решает и разруливает для себя, сообразно кошельку. Конечно, если идти пешком, то каждый день останавливаться в отеле выйдет дороговато, по любым прикидкам. Ну и, может быть, кому-то приятнее общие ужины в альберге, общение, а кто-то любит прийти в отдельный номер и помолчать с собой наедине... Я жил и там и там, и постарался рассказать об этом в отчете.

Экипировка и велосипед:
- Рюкзак Deuter Futura 26 литров. Ну вот спорное решение было, именно эта модель великовата и немного бестолкова для велосипеда. Но Deuter - это всегда Deuter, почти все европейцы ходят и ездят с ними.

Когда нет сил ехать дальше.
В велорюкзаке у меня ехал трехлитровый гидратор, дождевик/велогалоши, часть аптечки - ну от ссадин и прочее, часть денег.
- Велосумки Vaude Aquva Back. Опять же, почти никто не ездит с брезентовыми "штанами", опытные туристы предпочитают быстросъемные непромокаемые сумки подобного типа.
- Велобагажник Topeak
- Чехол для перевозки велосипеда
- Велосумочка на раму для мелочей, Я вез там телефон, внешнюю батарею, камеру и универсальный ключ.
Перед поездкой была сделана полная профилактика, были куплены и установлены тормозные колодки, новая кассета, трещётка и цепь.
Велогаджеты и запчасти:
- GPS навигатор с зарядкой. (См в "маршруты и треки")
- Велокомпьютер с кардиомонитором - обязательно. Можно слишком разогнать пульс при подъёме в гору и схватить инфаркт. Кресты и памятники на обочинах говорят об этом слишком красноречиво.
- Фара и зарядка для фары - абсолютно бесполезный дивайс для летнего Камино. Ночью ехать вы не будете, днем и так светло, в дождь фара не помогает.
- Насос обычный и высокого давления - качать вилку, если пневматическая.
- Велозамок. Ключ я носил на резинке на запястье.
- Петух (derailleur hanger) 2 шт.  - То, Что МОЖЕТ Сломаться. А может и не сломаться. Не надо швырять велосипед об стену и надо аккуратно выбирать дорогу. Я думаю, что если бы я поехал вниз после перевала по сыпуну, я с высокой степенью вероятности сломал бы не только петух, но и шею. Но это такая маленькая деталька...
- Замки на цепь и кусок цепи - нет, не пригодились. Но они ничего не весят.
- Три камеры. У меня не было проколов, у людей на трассе были. Нужно ли брать три, они достаточно тяжелые? Думаю, да. Я не люблю клеить камеры... особенно на дороге... особенно в дождь.
- Аптечка для камер - если тебе особенно повезло  и ты таки пропорол три камеры.
- Комплект колодок - не пригодился. Тысяча километров - не то расстояние.
- Смазка для цепи и тряпка для её протирки. Без комментариев.
- Набор ключей с выжимкой для цепи.
- Leatherman Wave как мультитул для велопохода разочаровал - тяжел и малопригоден велосипедисту, из полезного - только плоскогубцы. Нож в нём ущербный. Вообще он мне не нравится, да, зря купил.
- Ключ для педалей - обязательно. Их приходится снимать при разборке велосипеда.
- Затычка в тормоза и распорка в переднюю вилку - для транспортировки.
Для отдыха:
- Часы наручные электронные, с большим циферблатом. Я вешал на руль - было очень удобно.
- iPhone+ зарядка - ну понятно.
- Power Bank + зарядка - ооооо! Это очень нужно!!!! Несколько раз у меня кончался аккумулятор прямо на маршруте или во время бесконеных съёмок и прогулок по городу.
- Налобный фонарик -  расхожая ненужная вещь, которая встречается во многих отчетах. Я в альберге ложился порой раньше, чем выключали свет, а все вещи на утро собирал задолго до отхода ко сну. С утра встал, взял несесер, побрился/помылся, надел форму, положил майку и несесер в сумку и выехал. Ни разу фонариком не пользовался.
- Тройник - напротив, очень нужная вещь. Я купил с пятиметровым шнуром и потом несколько раз радовался, когда мог поставить телефон на зарядку у себя в кровати, а не у противоположной стены за несколько метров.
- Булавка для замены сим-карты.
Бытовое:
- Спальник. Спальник!!! - о мадре миа! -  как говорили мне испанские пилигримы, когда узнавали, что я из России. Летом в Испании даже в альберге не нужен спальник.  Я ночевал в горах, на хорошей высоте и спал там под простыней. Если будет холодно, достаточно укрыться кофтой или её надеть на ночь, ну и в альберге, в которых я останавливался, всегда были одеяла, достаточно попросить
- КЛМН (кружка, ловилка, Leatherman). Металлическая кружка из туристического магазина - неверное решение. Кружка только пластиковая, в ней можно кипятить воду, ее можно ставить в микроволновку. Ложка и вилка тоже не нужны, на самом деле, если не планируете сами себе готовить.
- Кипятильник - я писал, что угробил кипятильник в первый же день. Но (особенно для пешеходов) он хорош, электрочайников почти нигде в альберге нет. Хотя почти в каждом городе я видел кафе, которые открываются чуть ли не в 6 утра, так что опционально. Я не страдал.
- Игла и нитка – набор - не пригодились.
- Пластиковые хомуты, 20-25 см, очень полезно. Собирать велосипед, для ремонта и проч.
- 4 прищепки, нейлоновая веревка 2 м. Веревка просто всегда в походе нужна, хранил вместе с хомутами, потом приколхозил на нее атлас. Прищепки не пригодились.
- Большое количество застегивающихся пакетов "ИКЕА" - на случай дождей, мне не пригодились,
Чайные пакетики и 5 пачек каши. Кашу по первости ел в альберге по утрам,  но потом я стал покупать с вечера сыр, хамон и хлеб, а потом утром проезжать 10-15 км и завтракать в кафе. Так вкуснее )) Чай выбросил на третий что ли день - оставил в Логроньо на кухне. Вообще я старался побыстрее из альберге уезжать и проводить там как можно меньше времени, чо рассиживаться по утрам и чаи гонять? Дорога зовёт!
Гигиеническое:
- Зубная щётка, - паста, - расчёска, - щипчики/ножницы для ногтей, - гель/шампунь, два в одном, - японская мочалка, - пена, - бритва, - одеколон.
Туалетная бумага
Влажнные салфетки – 1 пачка
Полотенце среднего размера - необходимо!!
Помада гигиеническая - очень нужно! Губы на жаре и на ветре моментально трескаются.
Дезинфекция рук флакончик. Пару раз использовал, но это не для Испании вещь - в туалет можно зайти в любой кафешке, а холера там не так распространена, как в Чаде.
Крючок в душ на присоске - это фича, которая встречается во многих отчетах. Я ходил в душ с несесером и полотенцем - туда в форме, обратно в свежем белье и он мне ни разу не понадобился.
Порошок стиральный - не нужен, если в альберге будет стиральная машина, то туда надо закладывать таблетки, они стоят 50 центов - 30 рублей. Игра стОит свеч?

Аптечка:
Здесь всё индивидуально. Я беру много таблеток для пищеварения, думаю, что Креон никому не помешает.
- Креон
- Но-Шпа
- Лоперамид
- Спазмолгин
- Ибупрофен
- Пластыри - набор, мало ли что
- Зеленка в карандаше и перикись водорода в спрее.
- Энтеросгель
- Крем от усталости ног с охлаждающим эффектом. Я купил какой-то в Москве, с каштаном, но он совсем не тооо. Вот этот я купил в испанской аптеке и он был крут.
- Колдрекс
- Ципромед в уши
- Гексорал
- Ринофлуимуцил
- Крем от солнца – для лица и тела. Я активно пользовался первые 4-5 дней, потом и выезжать стал пораньше и загорел уже, но я почти никогда не сгораю. Максимум - немного шкура сползёт, безболезненно.
- Беруши
- Маска для сна
- Гель/крем от потертостей - это то, что нужно велосипедисту обязательно. Я в паре постов жаловался, как я стёр себе пятую точку, поверьте, даже у куда более чем я тренированных людей попа стирается до крови на хороших нагрузках и расстояниях.
- Изотоники - обязательно! Добавлять в воду, очень сильно поднимают тонус и, главное, не дают вымывать из тела полезности. Я выпивал в день литр воды с изотониками и минимум литра 2-3 простой.
Одежда:
Велосипедное:
- длинный бафф на шею с защитой от UF - и утеплиться, и прикрыться от солнца
- Велошлем. Без него по дорогам Испании нельзя ездить по правилам.
- Велотуфли. Удобные и разношенные. Я езжу на контактных педалях.
- Велоформа лайкра короткая - 2 комплекта. Форму надо менять каждый день, чтобы микробы не раздражали кожу в местах потертостей. К концу Пути один комплект у меня "кончился", протёр таки.
- чулки и локти из лайкры - это удобнее, чем везти отдельный комплект длинной формы.
- Носки – шесть пар
- Велофлис - виндстоппер.
- Перчатки 3 пары – одни длинные и двое коротких. Перчатки лучше брать прикатанные, одни я в итоге быстро забраковал.
- Очки велосипедные. Я купил себе очки со съёмными стеклами - белые, желтые и темные. Пользовался всеми: в горах, в тумане и в дожде - прозрачные, по утрам - желтые.
- Дождевик и чехол на шлем. Ну и что, что я был похож на грибочек?
- Непромокаемые чехлы на обувь.
Для города/отдыха:
- резиновые тапки в душ и для прогулок
- трусы 3 пары
- шорты из “Декатлона”
- Майки “декатлон” голубые 2 шт
- Белая длинная майка
- Бейсболка
На себе (в самолете):
- Кроссовки, носки/трусы
- Брюки длинные плащевые
- Кофта на молнии
- Белая длинная майка
- Напузная сумка для документов

Вещей хватило за глаза, стирал за дорогу раз пять, сохнет всё превосходно, стирка стоит в среднм три евро, можно еще сушку за пару евро заказать. Вещи, соответственно, надо брать такие, которые не боятся жестокого обращения и стирок. Веревка не пригодилась, везде есть сушилки


Вопрос безопасности и форс-мажоров: не берусь утверждать на сто процентов, но я, со всей моей паранойей не боялся оставлять ни документы ни деньги в альберге и уж точно не таскал их с собой в душ - кто там полезет в пыльную сумку? Я вас умоляю! Выходя в город брал наличку и одну из карт с собой, а паспорт, часть налички и еще две карты лежали в секретных карманах в альберге. Но (можете смеяться) я был уверен что ничего не случится, Бог не попустит.

Для вящего спокойствия надо сделать электронные копии всех документов и положить их в любое облачное хранение и на флешку: в случае чего это избавит от хлопот. Конечно, нужно разбить наличные деньги и карточки на несколько нычек, которые держать в разных местах. Но это, полагаю, азбука безопасности для туриста.

Велосипед сначала пристегивал, а потом просто продевал замок сквозь раму и заднее колесо, и шел по делам. У храмов часто просто клал велик на бок и шел внутрь.

Оставил велосипед на улице (было очень жарко) и пошел обедать внутрь.
Вообще страшилки "банда злодеев похитила туриста  и сожрала,  бла-бла" это нормально, надо относиться философски. На рынке в Асторге да, это был единственный раз, когда я ощущал опасность, в остальное время мне было спокойнее, чем в любом месте Москвы  и РФ, в которых я бывал за последние 10 лет.

Связь:
Я купил за 25 евро карточку Mundo от компании Orange в офисе в Памплоне, и в Леоне доложил на нее еще 20 евро. Сидел в соцсетях, смотрел и вешал видео, постоянно вешал фото, пользовался навигационными услугами, звонил и писал смс - в минус не ушел, качество связи прекрасное, ловило по всему маршруту за редкими исключениями. В офисе вам всё поставят и настроят, не стоит волноваться.


Люди и достопримечательности:
Люди мне попадались только хорошие. С пилигримами велосипедисты не очень общаются, мы индивидуалисты и у нас другой темп передвижения. Но атмосферу прочувствовать, как мне кажется, получилось - это спокойный позитив. Никто не злится, никто не ругается, всех объединяет одна идея - дойти. На дороге друг другу помогают - один раз у моста ("не для велосипедов") я не мог поднять велик на осыпавшиеся ступени, мне помогли две тёти лет под 50. Испанцы вдоль Камино очень доброжелательны и вежливы, все с удовольствием помогут и словом и делом - как мне воды налили, например.. На дороге очень внимательны к велосипедистам - за весь маршрут мне ни разу не бибикали. Ну а про достопримечательности я, кажется достаточно рассказал, да?..


И в заключение совсем немного лирики. Я не получил от Camino того, чего я хотел, я не постиг дзен и не впал в мистический экстаз. Скорее я получил то, что Путь мне дал. Мне повезло с погодой, с людьми, с настроением, с незримой поддержкой. Мне повезло, потому что велосипед - это замечательно.
Сейчас я понятия не имею, когда я захочу еще раз увидеть Сантьяго, и вообще - захочу или нет, но ЭТО БЫЛО ПРЕКРАСНО.


Все посты:

  • 1

эпичненько

эт хорошо, что ты всё так подробно расписал, честь и хвала!
сам прочту и жену заставлю )))

Re: эпичненько

Давайте )

  • 1
?

Log in