Motosplin

soundman

Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.

День 18. Рим - Белград - Москва, или попытка схватить ещё впечатлений.
Motosplin
soundman
Самолёт у меня был достаточно рано, конечно, можно было попробовать успеть на первый экспресс Леонардо до аэропорта, но я жил достаточно далеко от вокзала Термини. В следующий раз я учту это при планировании, но в этот раз мне пришлось вызывать такси, и я не пожалел - утренний Рим еще раз показал мне все свои красоты:
Приехав в аэропорт, я укрепил свою коробку, замотав ее всю пленкой, как паук муху.

Багажные сумки я упаковал в пищевую пленку еще в отеле.
Мне предстоял стыковочный рейс, и надо было оплатить дополнительное место багажа. Работник Alitalia на стойке сказал мне, что перевоз будет стоить 50 , на что я и рассчитывал, в соответствии с правилами провоза багажа SkyTeam. И все было бы отлично, но платить надо было карточкой. Не тут-то было! Я уже упоминал, что какие-то платежные системы в Италии просто наотрез отказываются идентифицировать наши карты, и надо ж было такому случиться именно в аэропорту! И проблемы бы не было никакой, но... Меня отправили платить кэшем на стойку Alitalia, потому что сотрудник на регистрации не имеет права принимать наличные. На стойке около часа выясняли, могу ли я лететь, могу ли я везти с собой велосипед, могу ли я везти еще одно место багажа и сколько это все должно стоить. В Москве я заранее пытался выяснить все эти вопросы, в Air Serbia мне сказали, что рейс будет проходить по правилам компании, выполняющей первый рейс, а в московском офисе Alitalia - что перевозка будет стоить 50 . Но в итоге мне сказали, что дополнительное место багажа будет стоить 60 , а так как рейсов два, то заплатить мне придётся 120 . Спорить было бесполезно, потому что за час сменилось трое сотрудниц, которые обзвонили пять разных мест, не считая оператора на регистрации, а я был один и уже к этому моменту был немного взволнован. Знающие меня товарищи могут смело предположить, что немного взволнован означает, что я к этому моменту практически бегал по высокому потолку Фьюмичино. Делать было нечего, я сдался на милость победителей и вывернул карманы, так как вылет был уже совсем скоро, и зона была Н, самая дальняя от таможни и паспортного контроля. Выручила меня в этой ситуации только привычка приезжать в аэропорт  (особенно с габаритным багажом) сильно заранее, ну и некоторое количество наличных денег, конечно.
И всё же, было очень обидно - так, что я даже не стал покупать домой апероль (не то, чтобы отметить отбытие).

Перелёт достаточно быстрый, лететь там недалеко, и совсем скоро я уже стоял в очереди на паспортный контроль в Белграде. У нас с Сербией безвизовый режим, поэтому никаких штампов не ставят, а таможенники, спросив у меня не из России ли я, пустили меня с моим рюкзаком в обход досмотра :)
В аэропорту Белграда есть стенд с туристической информацией, и я решил цопнуть там карту или еще чего-нибудь, потому что надежды на сотовый интернет у меня практически не было: итальянская сим-карта выключилась и не входила в роуминг, а мой Мегафон отчего-то тоже отказался работать. Потолкавшись у пустой стойки минут 10 в тщетной надежде дождаться хотя бы кого-нибудь я стянул единственную оставшуюся карту, снял немного сербских динаров в банкомате и поехал в город. От аэропорта Никола Тесла ходит регулярный (по расписанию) автобус А1 до центра города, поездка стоит 300 динаров (около 2,5 евро), билет выдает водитель.

Можно и на такси, но это примерно столько же по времени, но только уже за 25 евро. Многие рекомендуют брать таксиста и просить его устраивать на удвоенную сумму еще и экскурсию, но я решил прогуляться и проникнуться духом города, о котором я столько слышал. Автобус прибывает на Славянскую площадь, от которой совсем недалеко самая новая достопримечательность сербской столицы - собор св. Саввы, первого архиепископа и небесного покровителя страны.
Печальна судьба его останков - после захвата города турками, они выкопали мощи и сожгли их на той горе, на которой после обретения независимости решили построить храм в честь святого. Собор, как видите, уже построен, но на лето 2016 года в нем еще только начинались отделочные работы.

Как видно, и изнутри и снаружи храм перекликается со Святой Софией Константинопольской, ну и убранство, видимо, будет похожим.

Выйдя из храма, потихоньку пошел в обратную сторону, по направлению к историческому центру Белграда, глазея вокруг.
Город произвёл очень странное впечатление. Вот памятник нашему царю Николаю II, который, благородно вступившись за Сербию после убийства эрцгерцога Фердинанда и дипломатического кризиса в австро-сербских отношениях, выпустил из ящика Пандоры все ужасы Первой мировой.

И рядом - гостиница "Москва".

И всё это в окружении таких глубоко советских проспектов.

А сворачиваешь в проход между домами, под вывеску институт чего-то-там - а там запустение, и вдали зеркальный фасад соседствует с деревянной развалюхой.

Но время уже было вовсе обеденное, и я решил съесть гуляша в хлебе, так как Белград все очень хвалили за кулинарные достоинства.

Ну что хочется сказать, как гуляш, так и ледяной кофе хвалят не зря - было очень вкусно. Немного отвлекали просящие подаяния - вокруг столиков ходили как дети, так и пожилые люди, причём последние просили у меня денег по-русски..
Подкрепившись, я продолжил путь дальше, в сторону белградской крепости - центра старого города. Пешеходные улицы в центрах мегаполисов всего мира похожи друг на друга - что Рамбла, что Арбат, что белградская Кнеза Михаила..

Стоят памятники для привлечения внимания - нулевые км, и прочее...

Но улицы заканчиваются, минуем парк - вот и крепость:

С одной стороны сурового крепостного вала - "Парк динозавров" с китайскими резиновыми чучелами, с другой - музей оружия.

Внутри крепостных стен почти ничего нет, это несчастное место с двухтысячелетней историей у слияния Савы и Дуная всегда было яблоком раздора и за свой жизненный путь неоднократно в полном смысле равнялось с землёй...

Снизу, в саду Калимегдан, пытаются что-то откапывать и восстанавливать.. Стены и башни кое-где чинят и размещают в них самые странные заведения - вот тут, скажем, обсерватория, можно посмотреть в телескоп за малую денежку.

А кое-где совсем не чинят и об этом честно предупреждают:

Но комплекс сооружений был, видимо, значительный:

И тем печальнее видеть его в таком заброшенном состоянии, хотя, повторюсь, чинят...

Пока я бродил по крепости и окрестностям, ушло солнце. То ли от этого, то ли от разрухи в принципе, то ли от мыслей о многократно проливаемой тут крови, то ли от пресыщения впечатлениями за последние 18 дней мне стало грустновато, да еще и навалилась усталость, и даже мои любимые древности не радовали..

Я понял, что больше ходить я не в состоянии и надо отдохнуть. Выйдя из парка, прилег на лавочку у ног дамы:

Положил под голову рюкзак, включил три будильника и заснул.

Стыдно, конечно, что вместо того, чтобы ходить по достопримечательностям, я дрых, но на тот момент мне было совершенно невозможно двигаться с места. Проснувшись (без будильника) через полтора часа, я почувствовал себя гораздо более сносно и направился в район Скадарлия, о котором путеводители говорили, что это место каштанов и куплетистов скопления городской богемы с 19 века, а сейчас - рассадник хипстерских развлечений и ресторанов.

Улицы, конечно, колоритные.

Намешано всего: вот этот стритарт соседствует с абсолютно "московской" районной детской поликлиникой, например.

Странное место, да.

На площади около универа студенты кучками весело то ли готовились к экзаменам, то ли праздновали сдачу. Посмотреть в районе было чего - но я окончательно решил больше в музеи не заходить. Около часа поплутав по району, я вышел к народному позорищу - к театру, в смысле, и к памятнику корольку князю Михаилу.

Вообще памятники есть, да, Пашичу, скажем. Я так и не понял, почему - но я в сербской бурной истории не настолько силён.

Пошел дальше, в сторону Скупщины - парламента Сербии.

Посмотрел на фото убитых и пропавших сербов в Косове:

у входа в парламент.

Потерю Косова сербами не с чем сравнить, в русской истории не было такого события, как битва на Косовом поле, - не битва на Калке,  русские на ней проиграли вчистую,  и не Куликово, хотя на последнюю больше похоже. То есть это как сейчас в Тульской области образовался бы каганат, который начал бы туляков планомерно вырезать.

Пошел еще дальше, к св. Марку, - накануне был у Петра, Павла, а теперь и к Марку можно заявиться. Красивая!

За ней приютилось единственное крохотное подворье РПЦ в Сербии:

Оказывается, через Белград пролегает шестая европейская велодорога "Нант - Констанца", 4450км :

Я продолжал гулять по городу, и если вам сейчас чувствуется усталость в моём повествовании, так оно и было. Мне было больно в этом городе, в котором, несмотря на все попытки выглядеть мирно, на месте некоторых зданий до сих пор были огороженные дощатыми заборами воронки от бомб, мне было неуютно - несмотря на все отзывы о доброжелательности, единственным человеком, кто заговорил со мной по-русски, был нищий на площади, а вывески на кириллице только те, что остались от "советского" периода.

Город не проявлял враждебности, но он не раскрылся мне - не знаю, что стало тому причиной, скорее всего всё стечение обсстоятельств, которое привело меня сюда. Сев за столик в кафе, решил немного посидеть и уже направляться в аэропорт, день клонился к вечеру, скоро надо было покидать Сербию и Белград, оставивших меня в полнейшем недоумении, которое я не могу разрешить до сих пор. Город оказался совсем не похож на ту картину, что я когда-то нарисовал себе при прослушивании песни "Ночным Белградом".

Так что я и сейчас не пойму - что это за город и что за люди там? Хочу ли я еще раз приехать туда? Пока, во всяком случае, нет.

На этом, в принципе, закончилось путешествие, дальше была уже дорога до дома. Автобус пришел на Славянскую площадь вовремя,  аэропорт Никола Тесла в Белграде вечером почти совершенно пуст, кроме россиян на московский рейс не было никого - кроме двух барменов и трех продавцов в дьюти-фри. Обратный перелет был удачным, велосипед тоже доехал удачно, и скоро я уже был дома, пытаясь как-то упорядочить впечатления от поездки.