Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Ciclamino 2016: от Милана до Рима на велосипеде. Итоги, ссылки и размышления.
Motosplin
soundman

Вот и подошел я потихонечку к тому, чтобы подводить итоги этого пока что самого грандиозного велопутешествия. Отчет дался мне непросто по разным причинам, да к тому же после него было еще два увлекательных велопохода, потому сейчас впечатления становятся с одной стороны чуть более размытыми, а с другой - выводы из путешествия понимаются яснее.

Как я уже говорил, одной из немаловажных причин столь долгого написания отчета стала невозможность описывать архитектурные и культурные артефакты столь полно, сколь мне хотелось бы. По одному только Риму написаны сотни тысяч путеводителей, куда уж мне, жалкому велопилигриму, тягаться с профессионалами. И тем не менее, в отчет вошло около тысячи фотографий, и вы героические товарищи, если дочитали эту тягомотную историю до конца.

Для полных неофитов очень рекомендую сначала прочитать итоговый пост о моём прохождении пути Camino Santiago 2015, в котором есть более развернутый материал по тому, как надо готовиться, а я здесь буду говорить про итоги и выводы конкретно из этого путешествия.

Сначала о физической подготовке: в этом году я был однозначно в очень плохой физической форме, но из-за того, что это не первый мой тренировочный сезон, плюс осенью/зимой был таки тренажер с хорошими интервальными нагрузками, плавание, да и вкатываться худо-бедно я начал с мая, фактически основной моей проблемой перед выездом был лишний вес, зато килограммов так в 8 минимум. По дороге я его порядком спустил, но лучше себя не запускать. Тем не менее, ехал я достаточно бодро, были моменты, когда я толкал и по асфальту - но не из-за усталости, а только из-за пульса, спасибо кардиомонитору. Основное требование прежнее - если у тебя по расчетам на маршруте 60 км в день, в Москве в тренировочных заездах надо делать 90.


Затем, конечно, подготовка теоретическая и культурная. В этой части поездка была порядком, если не полностью, провалена, что уж там говорить.

Во-первых, язык остался на уровне Buongiorno и Grazie. Это какая-то засада, в отличие от испанского языка похвастаться в итальянском мне до сих пор абсолютно нечем. В дороге можно общаться по-английски в больших городах и с помощью гугл-переводчика в маленьких, но это не дело, - с Нового года я намерен плотно заниматься итальянским языком.

Во-вторых, культурная подготовка была просажена совсем. Я (как обычно в процессе сборов) написал стартовый пост, куда стащил все ссылки, которые могли помочь, но до отъезда почти ничего сверх этого так и не прочитал, а прочитанное забыл. Это вроде как и простительно, если учесть подготовку к защите диссертации, но от этого не менее обидно.  Апофеозом лоховства был приезд в город Витербо, скажем, когда я совершенно не знал, что это за место и узнавал его историю из интернета, только проезжая по нему. Ну и конечно, знание расписания работы основных храмов и музеев помогло бы лучше распорядиться своим временем и не пропустить, скажем, посещение катакомб в Больсене.


Вообще из-за подобной фиговой подготовки всю дорогу я ощущал себя каким-то лохом, как Попов, скажем. "Лошок Попов" - это тоже стало локальным мемом поездки, наряду с килограммом черешенки™ и стандартнымисоборами. Почему лошок? Ну потому, что изобрести-то радио он изобрёл и даже продемонстрировал еще в 1895 году, а Маркони взял и запатентовал радио через год и во всем мире стал считаться первопроходцем. Это как Колумб, скажем, тоже - плавал, открывал, а потом появился Веспуччи и всё - здравствуй, Америка.

Вспоминается известный неприличный анекдот о заседании комиссии по научным приоритетам:
Выступает американская делегация:
- В 1901 году братья Райт построили первый планер.
Встаёт русский академик Петров:
- Ничего подобного, Можайский начал постройку летательного корабля тяжелее воздуха в 1876 году.
Итальянская делегация:
- В 1896 году Маркони запатентовал радио.
 Петров:
- Ну и что, Попов за год до этого уже демонстрировал приёмник.
Снова американцы:

- Эдисон в 1878 году изобрёл электрическую лампочку.
Академик Петров:
- Да прям, лампу накаливания с вольфрамовой нитью придумал в 1874 году Лодыгин, а уж про Яблочкова мы вообще помолчим.
И так по всем вопросам, пока французы не объявляют:
- Зато всем известно, что французы придумали минет.
Пауза. Петров, спокойно:
- Подтвердить можете? А у нас вот есть грамота Ивана Грозного к боярской думе 1580 года, в которой написано "Х** вам в рот, бояре, я вас насквозь вижу", так что и вы, немецкая делегация, с вашим Рентгеном тоже помолчите!


Ну, в общем, тень Попова преследовала повсюду, как ощущением собственного лоховства, так и фамилией Маркони в названиях улиц и даже мемориальной доской во флорентийском Санта Кроче.

Однако, продолжим. Мой маршрут в этом году, составленный собственноручно и с нуля, был сильнее каминовского. Такого количества впечатлений, культурных и природных достопримечательностей на единицу времени я не получал никогда, и боюсь, что я впихнул в него слишком много, и больше такого мне не повторить. Но тем лучше, есть над чем поработать и как отточить подготовку, чтобы перемещаться по красотам уже более осмысленно. Повторю  в последний раз некоторые этапы подготовки к поездке, - в следующих отчетах этого уже не будет.

Треки, маршрут, полезная информация:


  • Сначала прикидывается маршрут, исходя из того, что хочется увидеть и сколько возможно проехать.


  • Затем маршрут разбивается на проходимые по расстоянию/набору высоты отрезки. Тут главное - силы рассчитать )))


  • Потом маршрут начинает обрастать мясом - прокладываются треки. Как я уже писал, это можно делать где угодно. Можно на gpsies.com, там еще есть возможность посмотреть треки твоих предшественников. Изначально я строил треки именно там - кому интересно, может взглянуть, там другой вариант маршрута, от Сиены к Гросетто и вдоль моря. Можно с нуля строить маршрут в Strava - это заточенный под велосипедистов ресурс, можно (если вы обладатели Garmin) строить трассу прямо в BaseCamp. Главное - иметь внятные и проходимые для вас треки, желательно проложить их подальше от оживленных дорог. Поверьте, велосипедисту лучше проехать лишних 20 км по безлюдной дороге, чем сэкономить расстояние и уворачиваться от фур,  - устанете больше. В моём отчете каждый пост открывается фотографией с данными трека из Strava, кликнув по нему, можно получить всю интересующую информацию о моих треках, выкладывать треки отдельно не буду, только если у кого-то возникнет непосредственное желание проехать именно моим маршрутом, - стучитесь в ФБ (данные в заглавном посте), обсудим. Навигация была в поездке дублированная - пользовался треками в навигаторе Garmin Dacota, Достопримечательности и перемещения по городу искал по картам Google. В эту поездку (как и в следующие на момент написания этого поста) в отличие от Камино навигатор вёл себя отлично - всё показывал, не терялся, только урча жрал батарейки в больших количествах.


  • После этого, собственно, я начал сгружать в стартовый пост информацию о достопримечательностях и особенностях кухни тех регионов, где мне придётся ехать. Дублировать ее здесь не буду, она полностью есть в отчетах по дням, кто хочет получить в более сжатом виде - проходите по ссылке


  • После этого можно озаботиться покупкой билетов.

Ошибка планирования!
Я в этот раз брал билеты до Милана и из Рима, хотя уже в прошлый раз понял, что нужно катать кольцевой маршрут, даже если возвращаться в исходную точку придется на поезде. Билеты туда-обратно всегда стоят дешевле, и не будет возникать вопросов с хранением упаковки для перевозки велосипеда при перелётах.


  • После этого можно собираться. Опять же поможет список вещей, достаточно составить его один раз и от поездки к поездке редактировать. Возле предмета в списке я пишу тару, в которой предмет транспортируется - очень помогает при сборах и при распаковке. Итак:

Список вещей в дорогу, по пунктам:
Документы и деньги:

- Паспорт заграничный с действующей визой ПАПКА
- Копия 1 страницы загранпаспорта ПАПКА
- Распечатка медицинской страховки ПАПКА
- Ручка/карандаш
- Флешка с копиями документов ПАПКА
- Булавка для замены сим-карты и сим-карта ПАПКА
Папка кладётся в рюкзак и берётся с собой в самолёт.

По прилёту все документы распихиваются в разные места - флешка пристегивается к лямке, папка с документами - в сумку, паспорт - во влагозащитный чехол и в рюкзак.

Деньги в Италии наличкой почти не нужны, везде проходят карты. Однако случаются и казусы, как со мной в аэропорту или в следующей поездке, на Сицилии, где ряд отелей вообще принимает только кэш. Надо заранее узнавать, конечно. Я рекомендую брать немного налички на первые 3-4 дня.

По итогу: С этим пунктом все в порядке.

Еще раз напомню о способах упаковки велосипеда:
Перевозка велосипеда самолётом
Еще о перевозке на самолётах
Упаковка велосипеда

На самом деле, при определенной сноровке, велосипед непешно разбирается и упаковывается в картонную магазинную коробку минут за 45-50, собрать можно ещё быстрее.

Экипировка и велосипед:

- упаковочная картонная КОРОБКА для велосипеда
- Рюкзак Deuter 15 L C СОБОЙ - заменил 23-литровый рюкзак Deuter Futura
- Гидратор 2L VAUDE
- Велосумки Vaude Aquva Back VAUDE - отдельное место багажа
- Велосумка Topeak - летит в салоне, как второе место ручной клади или прячется от  контроля в рюкзак, новый дивайс
- Велобагажник Topeak КОРОБКА
- Чехол для перевозки велосипеда КОРОБКА
- Велосумочка на раму для мелочей VAUDE


Ошибка планирования!
Если вы едете по Италии (Испании, Германии, да хоть и Грузии) летом и останавливаетесь в гостиницах, вам не нужны тяжелые задние велосумки. Они очень мешают движению, постоянно есть искушение их чем-нибудь набить и кроме того, это лишнее место багажа. В следующую поездку в Грузию я поехал только с задней сумкой Topeak и большой треугольной сумкой в раму, в которые превосходно поместилось все, что мне было нужно:

Велогаджеты и запчасти:

- GPS навигатор с зарядкой. C СОБОЙ
- Велокомпьютер с кардиомонитором VAUDE в сумочке на раму
- Фара и зарядка для фары VAUDE в сумочке на раму - в поездке на Сицилию помогла.
- Насос обычный КОРОБКА на велосипеде и высокого давления VAUDE
- Велозамок с ключом и резинкой на запястье КОРОБКА
- Петух (derailleur hanger) 2 шт. СУМКА TOPEAK
- Замки на цепь и кусок цепи СУМКА TOPEAK
- Две камеры СУМКА TOPEAK
- Аптечка для камер СУМКА TOPEAK
- Смазка для цепи и тряпка для её протирки +WD-40 VAUDE - в недельную поездку не нужно.
- Набор ключей с выжимкой для цепи СУМКА TOPEAK
- китайский мультитул с пассатижами СУМКА TOPEAK - заменил Leatherman
- красный швейцарский армейский нож СУМКА TOPEAK
- Ключ для педалей СУМКА TOPEAK
-  После разборки велосипеда снимаются ось и крепление фляги и убирается в TOPEAK
- Часы наручные C СОБОЙ
- iPhone+ зарядка C СОБОЙ
- Power Bank + зарядка C СОБОЙ
- Размножитель на 6 розеток VAUDE
- Игла и нитка – набор.
- Пластиковые стяжки, 20-25 см, нейлоновая веревка 2 м VAUDE
- Большое количество застегивающихся пакетов "ИКЕА" - не пригодились.

По итогу: С этим пунктом все в порядке.

Гигиеническое:

- Зубная щётка, - паста, - расчёска, - щипчики/ножницы для ногтей, - гель/шампунь, два в одном, - японская мочалка, - пена, - бритва, - одеколон.
Влажные салфетки – 1 пачка
Полотенце - было куплено у китайцев суперкомпактное и быстросохнущее. Очень хорошо себя показало.
Помада гигиеническая 2 шт - обязательно!!!
Дезинфекция рук флакончик.

Не скажу, что дезинфекция сильно нужна, но пару раз выручала,  но если долго лазить по развалинам, которым пара тыщ лет, то фиг его знает, что там налипнуть могло за это время ))

Аптечка:

- Креон 20 шт
- Но-Шпа
- Церукал
- Лоперамид
- Спазмолгин
- Ибупрофен и нурофен
- Пластыри – набор
- Перикись водорода в спрее
- Энтеросгель - больше не беру
- Кремы: от усталости - беру маленькуую баночку вьетнамского,  от геморроя (лечит опрелости и потертости), от потертостей - больше не беру, Банеоцин в креме - на ссадины, Троксевазин - по усмотрению.
- Вазелин - обязательно
- Ципромед в уши - больше не беру
- Граммидин - больше не беру
- Крем от солнца - нужна пятидесятка по летней Италии, я даже подгорал слегка.
- изотоники

По итогу: Лекарств все еще многовато. Сейчас список уменьшился. Очень помогают китайские пластиковые мини-аптечки, туда как раз влезает необходимый запас таблеток и маленькая косметичка с кремами. Гель-шампунь я в этот раз взял в маленьком одноразовом флакончике из Fix Price с дозатором, в гостиницах везде есть шампуни, хотя для экстренной стирки нужно бы мыло, думаю купить сухое в слайсах в следующую поездку, брать с собой брусочек не могу придумать в какой таре, чтобы оно не текло и не пачкало всё вокруг (как вариант - маленький герметичный пищевой контейнер).

Лекарства для пищеварительного тракта нужны, потому что гастротуризм никто не отменял, но в принципе надо просто поменьше налегать на неполезную еду и алкоголь и побольше на вкусную, но удобоваримую. Фактически в день выпивался один бокал апероля и один бокал пива или вина, редко когда два. По дороге всегда можно что-то перехватить, мне кажется в северной Италии сложно будет отравиться, ну и все было очень вкусно - как мне кажется, в постах это достаточно отражено, да? Если нет, то вот вам ещё:

Да, о еде! Я чуть было не забыл представить вам своего верного спутника и собеседника в течение всего длительного пути - Ивана Петровича.

Иван Петрович - это коврижка из завтрака Аэрофлота, которую я не съел в самолёте и взял с собой.  Через несколько дней мне стало жаль есть такого заслуженного путешественника, и я решил дать ему имя и довезти до финиша. Несколько раз я точил на него зуб и пускал слюни, но каждый раз оставлял каннибальские затеи. Сейчас Иван Петрович стоит на столике передо мной. Старик слегка очерствел (но не душою), и я пока не придумал ему дальнейшей участи, - есть его будет неправильным, хранить дальше абсурдно, ну не хоронить же?.

Одежда:

Велосипедное:
- Длинный бафф с защитой от UF
- Велошлем -  на рюкзаке
- Велотуфли. КОРОБКА
- Велоформа лайкра короткая - 2 комплекта VAUDE в мешке
- Чулки и рукава VAUDE в мешке с формой
- Носки – шесть пар КОРОБКА
- Велофлис – виндстоппер VAUDE в мешке
- Перчатки 2 пары VAUDE в мешке с формой
- Очки велосипедные с тремя сменными стеклами C СОБОЙ
- Дождевик, дождевые штаны, непромокаемые чехлы на обувь, чехол на сумку и чехол на шлем в одном свертке VAUDE

По итогу: С этим пунктом все в порядке.

Это необходимый и достаточный минимум веловещей для летней поездки. Дождевое не пригодилось в этой поездке, но так бывает не всегда.


Сицилия, ноябрь 2016.


Для города/отдыха:
- тапки для прогулок КОРОБКА
- трусы 3 пары КОРОБКА
- шорты короткие VAUDE в мешке
- Майки голубые 2 шт VAUDE в мешке
- Белая длинная майка
На себе (в самолете):
- Кроссовки, носки/трусы
- Бейсболка
- Брюки длинные плащевые
- Кофта серая на молнии
- Белая длинная майка
- Напузная сумка для документов

По итогу: Кроссовки не нужны, тапочки не нужны, кофта не нужна.

Легко можно путешествовать в самолете в велотуфлях, а вместо тапочек лучше брать с собой хорошие сандалии, типа Ecco. Вместо кофты вечером можно использовать виндстоппер - даже в ноябре на Сицилии в нём было почти нормально по вечерам. Длинной майки тоже достаточно одной.

Как видите, по сравнению с экипировкой Камино я очень облегчил багаж. Никаких кружек, кипятильников и спальников, тем более каши в пакетиках. Взял большее количество пластиковых стяжек, меньшее количество лекарств, но всё равно - было чего сократить.

За этот зимний сезон мне нужно купить некие идеальные штаны для путешествий - без ремня, на резинке, тонкие, быстросохнущие и из приятного материала. Не подскажете?..

И еще банальное, но очень верное наблюдение - вещей должно быть мало, но это должны быть хорошие вещи. В этом году я катал полностью в Nаlini - и это, конечно, не сравнить с китайскими товарищами. Вещи удобные, памперсы сидят как надо. Все городские вещи кроме тапок тоже полностью стоили своих денег.

Что касается связи в этой поездке: с прошлого года у меня была итальянская сим-карта компании Wind Mobile, на которую я закинул 10 евро, неосмотрительно потратил их на телефонный разговор, и потом еще 10 евро, которых на всю дорогу хватило на интернет. Нужно просто быть внимательным и постоянно проверять почту, если отельеры связываются с вами именно таким образом, можно и не звонить.

Что же о самом отчете - очень расстроили все привычные сервисы.

  1. Очень грустная ситуация с телефоном. Камера перестала устраивать совсем, телефон на данный момент сменил, посмотрю что будет в январской поезке на Тенерифе. Если не получшает - ну придется покупать мыльницу с геопозиционированием, либо таки вообще менять формат отчета, покупать GoPro и переходить на видеоблоггинг.

  2. Крайне утомили экзерсисы с сервисами ЖЖ, я не чувствую, что мои отчеты здесь в безопасности. Это не ФБ, конечно, где аккаунт прикрывают вообще моментом, но в связи с некоторыми волюнтаристскими решениями абьюза я решил завести себе еще одну платформу для публикаций. Видимо, блогпост, а может быть и сделаю отдельный сайт именно под велопутешествия - я пока не курил этот вопрос подробно.

  3. Еще расстроил photobucket.com, где я хостил фото. Настолько сильно жмет качество, что все фотосканы страниц тренировоки (в начале каждого поста) кажутся размытыми. Попробую уходить на Гугл фото.


Собственно, все, что может пригодиться вам в путешествии, я рассказал. Теперь что касается какого-то итога... его не будет.

Это было настолько нереальное, безумное путешествие, что я до сих пор (а прошло уже полгода) не понимаю, как я смог уместить в эти 20 дней столько всего - и это ещё с учетом того, что в Риме можно было устроить более активную программу, а не шататься по всем известным местам или в поисках коробок.

Безусловным для будущих путешествий стал старт и финиш из одного места. Сгружаешь коробку в отеле, забрасываешься на начало маршрута и едешь назад, как было позже на Сицилии, или наоборот - стартуешь до конечной точки, оттуда возвращаешься на поезде, как было в Грузии.


Самый главный итог поездки - это точное, осознанное понимание, что на пару-тройку лет вперёд приоритетным направлением в велотуризме (а соответственно и в языке, и в дальнейшем изучении культуры в принципе) будет Италия. Она оказалась настолько неисчерпаемой, дружелюбной и зовущей, что у меня в этом сомнений нет. А у вас?

Оглавление:

Стартовый пост, или сжатая сводная информация, - только ссылки.
День 0. О том, как готовилось Ciclamino 2016 и немного о Милане.
День 1. От Милана до Бергамо: реки, каналы и первый город на пути.
День 2. От Бергамо до озера Изео: немного гор, немного воды.
День 3. Озеро, инсталляшечки, неожиданная встреча и море впечатлений от Брешии.
День 4. Озеро Гарда, Сирмионе и лучшая дорога вдоль реки.
День 5. Жара, гроза и Модена.
День 6. Путь с приключениями и день в обворожительной Болонье.
День 7. Из Болоньи в Апеннины и ночь у горного озера.
День 8. Горной тропой во Флоренцию - столько впечатлений, сколько можно получить, и ещё немного.
День 9. Если посмотреть, то просто посмотреть Флоренцию - это совсем не просто.
День 10. Дорога до Сиены, или как попасть на праздник и не попасть на праздник.
День 11. От Сиены в самое сердце Тосканы.
День 12. Дорога с приключениями и ночь в гостях у графа.
День 13. Неожиданно прекрасный Витербо и ещё одно озеро.
День 14. Приехать в Рим на велосипеде.
День 15. Рим. Прогулки по центру.
День 16. Рим: планов громадьё или поиски и находки.
День 17. Рим, поездка к св. Павлу, Остия Антика и любимое морько.
День 18. Рим - Белград - Москва, или попытка схватить ещё впечатлений.
Ciclamino 2016: от Милана до Рима на велосипеде. Итоги, ссылки и размышления.

  • 1
Очень интересный был отчет, спасибо.

Ещё будут )) Спасибо!

  • 1
?

Log in