Motosplin

soundman

Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.

День 1. Мцхета, Уплесцихи и Гори.
Motosplin
soundman
Screen Shot 2017-02-03 at 19.26.20
После вчерашнего похода по городу и вечерней бани подъём был прекрасен. В гостиницу приехала хозяйка, и сегодняшний завтрак выгодно отличался от вчерашнего (когда хозяйки не было), как количеством блюд, так и их качеством и подачей.

Выехалось отлично, потому что маршрут я прокладывал непосредственно от отеля и до отеля, если бронировать их заранее, или от отеля до главной городской достопримечательности.
Очень жаль было, что посмотреть и выбрать лучшую дорогу гугловскими или яндексовскими панорамами невозможно - их нет в Грузии, - но я выехал из города достаточно мирно.

Новостройки везде на постсоветском пространстве одинаковы, полагаю.

Единственное, о чем жалею - не посетил тбилисское метро, с велосипедом утром было бы неуместно, а вчера как-то не пришлось к случаю.
Вскоре из города выбрался, и пошли настоящие горные пейзажи.

Мост через Куру.

До старой грузинской столицы от нынешней совсем недалеко, я ехал не по автобану, а по старой дороге, поэтому мне пришлось для визита в Мцхету сделать петлю, перебравшись через реку.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

В монастырь Джвари, главное древнейшее святое место в Грузии, я планировал изначально заехать, но потом оставил эту идею в связи с сильной загруженностью первого дня путешествия. Удовлетворился тем, что снял его с необычного ракурса, вспомнил прочитанное о том, что именно там Просветительница Нина воздвигла над Грузией крест, который сплела волосами из лозы, и припомнил историю монастыря, прочитанную перед выездом, тем паче что уже рукой подать было до самой Мцхеты.

Через Куру я уже перебрался, оставалось переехать через Арагви. Кстати, сливаясь, реки уже не шумят: с тех пор как построили Земо-Авчальскую ГЭС, уровень воды значительно поднялся, течение стало спокойнее, и город, прежде возвышавшийся на скале над рекой, ныне фактически стоит в окружении воды и камышей.

От моста через Арагви в город ведет отличная дорога. С неопознанным памятником, потому что я совершенно не читаю по-грузински:

Мцхета является одним из самых раскрученных туристических объектов в Грузии, и всю центральную часть города отмыли-отчистили и привели в совершенно карнавально-выставочный вид.

Дата основания Мцхеты теряется в какой-то невероятной тьме веков задолго до Рождества.  Понятно, конечно, что ничего от совсем древней древности города не осталось, кроме моста Помпея (ок. 60 г до Р Х ), да и тот сейчас затоплен и виден только при сбросе воды в водохранилище. Основной туристический интерес устремлен на монастырь Светицховели, храм которого существует в настоящем виде с 1010 года.

Храм был основан вообще в IV веке, но часто разрушался и перестраивался. Внутри почти нет росписей, каменные стены. От экскурсовода рядом услышал что "во время реконструкции при коммунистах большая часть фресок была уничтожена", хотя источники говорят, что фрески были закрашены еще в 30-х годах XIX века, а советские археологи и реставраторы в 1970-х бережно раскрыли их и спасли то, что можно было спасти.

Хотя я на месте реставраторов бы не стал, потому что некоторые фрески таки очень подозрительные и даже с иноприлетянами.

Собор богат реликвиями. На его месте когда-то был по преданию закопан хитон Христов, потом из него вырос кедр, потом из кедра сделали столб, потом из столба сделали колонну, в общем долгая история, почитайте. Еще в храме хранится стопа Андрея Первозванного.

"Кстати, не очень обольщайся по поводу этих реликвий. Обломков креста я перевидал очень много и в самых разных церквах. Если все они подлинные, значит, нашего Господа терзали не на двух скрещённых брёвнах, а на целом заборе... "(С)

Внутри монастырской территории ничего нет, только стены и небольшая археологическая экспозиция.

Храм очень интересный, но и очень посещаемый, конечно, фактически сплошной турпоток. Около входа в монастырь по очереди играли шарманщики, раскланиваясь со священниками. Я сфотографировался на фоне стены и собрался дальше.

Решил съездить спуститься к воде, к слиянию рек. Но вид оттуда на монастырь не получался - из-за него било солнце. Сфотографировал в другую сторону:

Доехал еще и до второго крупного храма - Самтавро, но там уже не спешивался и не снимал, сделал кружочек вокруг и поехал обратно. Улицы в отреставрированном центре, конечно, образцово-показательные:

Снимать окраины не стал - там все гораздо печальнее, есть даже советские хрущёбы самого унылого и запущенного вида.
Проехал еще раз мимо центральной площади, купил несколько видов чурчхелы (обедать я не собирался, а для велотуриста орехи в сиропе самая лучшая пища, позволяющая быстро подбросить в топку углеводиков)

И поехал выбираться той же трассой, по которой я приехал. Совсем скоро я уже вновь ехал над Курой в сторону Гори.

Видел, как там, на горе,
Возвышается...

А потом я забрался на некое плоскогорье, и фотографировать стало можно во все стороны сразу.

Весьма приличная часть маршрута шла по накатанному грейдеру - дорога в этих местах строится, но далека от завершения.

Впрочем, ехать можно, только протрясло и пропылило, конечно, изрядно. Поэтому я, конечно, слегка расстроился, когда в населенном пункте, от которого память не сохранила ничего, а навигатор только невоспроизводимое название грузинскими буквами, передаваемое по-английски как Kavt'Iskhevi, в кафе из всего ассортимента было только пиво. "А поесть у нас нечего, идите в магазин". Пришлось подкрепиться булочкой, захваченной с завтрака из Тбилиси, затариться водой и ехать дальше.

В поселке стоял памятник непонятно кому, но уже вовсе не подписанный, даже по-грузински. Наверное, был какой-то хороший человек.

Приходит к вам в гости голова. Вы ей: "здравствуйте, садитесь пожалуйста". И получается что вы поставили её в неудобное положение. Как может сесть голова, если она одна?

Дорога шла вполне приличная и не загруженная. Конечно, не такая дикая, как грейдер, где я за 15 км никого не видел, и даже коровки присутствовали:

В этой части маршрут был проложен и по трассе и по фактически тропкам:

Честно говоря, очень удручали обочины - вот такая красота даже в чистом поле:

Приличное расстояние пришлось ехать по грунту совсем уже неорганизованному:

Подумывал, не сменить ли транспортное средство.

Там все на ешаках ездют. Ешак три рубля стоит — дешевка. А подымает пудов десять!.. (С)

До Гори оставалось уже совсем немного, но у меня был запланирован еще один заезд в сторону достопримечательностей - в Уплисцихе, трехтысячелетний пещерный город. Дорога шла через небольшие поселки, в Европе я назвал бы их городками:

Добрался достаточно позитивно, на ж/д переезде сидящие с пивом товарищи в какой-то форме радостно и настойчиво звали меня разделить с ними пару-тройку бутылок. "Это Грузия! Из Москвы едешь, как можно пиво не пить?" :)  Велосипед на территорию комплекса брать нельзя, но здесь (как и в Мцхете) прекрасный, совершенно европейский сервис и инфраструктура - билетная касса, кафе, туалет, так что я без страха и колебаний привязал велосипед недалеко от входа и полез в гору. Выглядит это все достаточно впечатляюще:

Город за долгую историю переживал ряд взлетов и падений, пещер много, но не очень понятно, что хотел сказать автор их изначальное назначение и дальнейшая судьба.

Все завлекалочки вроде "зал Тамары", конечно, придуманы гидами. Снова отмечу бережную советского времени реставрацию, а то провал бы окончательно провалился.

Полазить/поснимать есть где, а если запастись предварительно кое-какой информацией, то будет втрое интересней.

Ну и сами по себе виды с горы хороши сказочно:

Попозировал немного и решил двигаться дальше. Усталости не было, азарт присутствовал, настрой был сверхбоевой:

Велосипед мой охраняла бобака, с которой мы мило наобнимались на радость всем детям из проходящих мимо экскурсионных групп )) Жаль, что при моей попытке её запечатлеть, она немедленно вспомнила о важных делах и улепетнула.

Быстро тронулся обратно до главной дороги в сторону Гори. По дороге наблюдал, как горная башня может стать хижиной.

Дорога до Гори проскочила быстро, вкатился легко. Архитектура главной улицы, проспекта Сталина, конечно же строгий классицизм:

На том месте, которое я снимаю, стоял пятнадцатиметровый памятник Сталину, переживший все эпохи, но не переживший последних времён, когда его снесли ночью с 24 на 25 июня 2010 «чтобы избежать протестов со стороны местного населения, часть которого категорически против переноса памятника».Памятник хотели сделать частью музея советской оккупации, что лично для меня является непостижимой логической задачей: памятник Сталину на родине Сталина, как часть экспозиции музея, посвященного окупации Сталиным своей родины. Самое прекрасное, что за неимением средств музей советской оккупации хотели открыть... правильно, в музее Сталина, куда и вёл меня дальше проспект. Совсем недолго - и вот я уже смотрю на мазанку, где 18 декабря 1878 года в семье сапожника Джугашвили родился мальчик Сосо.

Мазанка укрыта сенью со звездой - некоторые недобросовестные "историки" считают, что семинарское прошлое мальчика Сосо подсказало ему идею создать некую аллюзию к Вифлеемским яслям, но это навет: Сталин не был в Гори с начала революции, так что если аллюзии и были, то родились они у местного начальства.

Музей в нынешнем виде и вовсе достроили только в 1955 году, уже после смерти Сталина. Может быть поэтому экспозиция достаточно маленькая: фото, портреты и картины, немного личных вещей.

Наверное поэтому же я совершенно не расстроился от того, что опоздал в музей на 10 минут (я приехал в 18:10). Площадь в этот момент была уже почти полностью опустевшей, только небольшая группа пенсионеров что-то по-русски обсуждала. Пока я фотографировал все вокруг, ко мне подошла группка мальчишек лет 12-14 и один из делегатов осведомился, хау ар ю, вер а ю фром и ват из май нейм. Пока они подходили, я совершенно отчетливо слышал пару слов по-русски, поэтому ответил, что я из России и меня зовут Алексей. Мальчики со словами "ха-ха, русский" немедленно потеряли ко мне всякий интерес. Что это было, доктор?

Надо было добираться до гостиницы. Забронировал я номер в "Отеле Калифорния", и с ночлегом не прогадал. Очень радушная хозяйка, тихое местечко, есть куда спрятать велосипед, хотя гостиница совсем крохотная.

На площади перед гостиницей зацепился языком с пожилым таксистом, который агитировал меня за Нино Бурджанадзе и рассказывал о дружбе русского и грузинского народа - очень трогательно. Насколько я смог заметить, люди старшего возраста в Грузии, встречая русского гостя, чаще всего говорят именно об этом.

Заселившись, пошел посмотреть горийскую крепость - но пока поднимался, уже стемнело, так что удалось сделать только один-два приличных кадра:

Погуляв, пошел на ужин в ближайший ресторан - как-никак, за весь день фактически ничего не ел. Оторвался, конечно - и хинкали, и шашлык, и салат.

Без салата я вполне смог бы обойтись, но официантка (в отличие от дедушки-таксиста) по-русски говорить не захотела, к сожалению, не понимала, и с английским (а также испанским) у нее тоже было не очень, в итоге я так и не понял, что значит "салат с овощами и сыром", думал это вроде цезаря, а это оказался утяжеленный сыром вариант оливье.

Но полз домой, конечно, не я, а некий удовлетворенный желудочно и эмоционально кадавр. Путешествие началось просто отлично.