Motosplin

soundman

Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.

BiSicilia 2016, финал. Катания и подведение итогов.
Motosplin
soundman
Утром собираться было грустно - впрочем, как всегда в последний день путешествия. Сборы были недолгими: я поставил за правило разбираться с техническими вопросами как можно раньше и разобрал велосипеды еще когда мы приехали из #Сиракуз, оставалось только упаковать оставшуюся одежду в коробки, оставить их в отеле и пойти в город:

Вышли на улицу и обнаружили, что на том месте, где вчера аппетитно потрескивали печеные каштаны, теперь продают циклопические лимоны. Это такой особенный сицилийский шик - чтобы в лимоне было немного лимона и ОЧЕНЬ много кожуры?

Подивились, двинули дальше. У входа в эту церковь святой отец стоял на улице и приглашал прохожих на мессу. Храм сфотографировал, снимать падре постеснялся:

Двинулись дальше, уже в сторону центра. В очередной раз мысленно обратились к тем, кто отвечает за организацию велодвижения в богоспасаемом Отечестве, и конкретно в первопрестольной: может быть, не надо делать на Пятницкой, Никитской или Дмитровке велодорожки на тротуарах? Пешеходам не нравится - велосипедисты мешают, автомобилистам не нравится - часть проезжей части отнимают, велосипедистам не нравится - пешеходы под ноги бросаются, стоит дорого, толку мало. Можно сделать проще - ограничение скорости для общественного трансппорта до 30 км/ч и немного желтой краски:

Парковки (еще одна больная тема) - ну парковки везде платные. В Катании, например, 87 центов в час - дорого?

#Катания, несмотря на то, что вовсе не такая барочная как долина Ното, тем не менее очень узнаваемо сицилийская. Разве что серо-черная гамма стен у города - дочери Этны, испокон века строящейся из материнского камня, добавляет колорита.

Даже удивительно, что здесь не такое количество белья на улице - ну или, может быть, по воскресеньям бельё снимают?.  Хотя вон некоторые храмы так и стоят закрытые:

Дошли до абсолютно пустой театральной площади. Театр Массимо Беллини - городская гордость, жители Катании гордятся своим земляком, у нас даже в отеле на стенах висели фото его партитур. Но оживление здесь, полагаю, начинается вечером:

Покружили немного по улочкам и выдвинулись к пьяцца Дуомо. Святая Агата, о которой я уже рассказывал, является небесной патронессой Катании и как-то, говорят, своей ризой остановила извержение Этны, потому неудивительно, что на кафедральной площади ей, кроме Дуомо, посвящена еще одна церковь - Chiesa della Badia di Sant'Agata.

Высокая и красивая, с необычным изгибающимся фронтоном, она привлекает туристов в том числе и возможностью залезть на крышу, хотя и внутри есть на что посмотреть. Паникадило хотя бы чего стоит:

Ну а с крыши просто восхитительные виды на город, особенно с балюстрады вокруг купола, откуда сложно удержаться и не сделать эталонный кадр Дуомо:

#Этна, чертовка, мало того, что вчера не пустила на себя, так теперь еще и укуталась облаками:

Зато виды на Пьяцца Дуомо отличные:

Выбрались, пересекли площадь и пошли в Дуомо.

И строго и помпезно на мой взгляд, но внутри, скорее, аскетично:

Шла месса, собор был не то чтобы полон до отказа, но народу было много, и турьё типа нас не пускали в центр храма. Походили по боковым нефам:

Вот этот серый камень, из которого сложено и Дуомо, да и вся Катания именно здесь очень напомнил мне Эль Эскориаль, но там, конечно, гранит, а не туф и масштаб вообще колоссальный, я до сих пор под впечатлением, как вспомню.

Но #Катания не лыком шита - криптовые помещения тут, как и в Эскориале, имеются, да еще какие! Античный фундамент, как водится, когда-то это были Термы #Аквилиана:

Реки до сих пор текут, не такие мощные, как Цистерна Базилика, но тем не менее. А кладка какая? И плинфа, и вулканический туф, и раствор, и полузаложенные своды - словом, не знаю того, кто не сломал бы там ногу, разбираючись:

А мы, выбравшись из мрачных глубин, радостно побежали к фонтану со слоном - потому что слоники это всегда прекрасно, особенно такой милый слоник, как этот:

Композиция с первого взгляда похожа на знаменитого Берниниевского слонка, да только история тут совсем другая. Катания всегда своим символом имела это прекрасное хоботное - может быть, потому что людишки помнили тех умильных карликовых зверьков, что жили на Сицилии, и доели последних не в такой седой древности, как кажется ученым, или слонков завезли в город из Африки римляне/карфагеняне/арабы, или еще кто-то тут покопался, но факт остается фактом - когда Джованни Баттиста Ваккарини в 1735 году начал строить фонтан, то и чёрный слон и гранитный обелиск с его спины у него уже были. Обелиск, скорее всего, египетский, а вот откуда взялся черный слон никто не знает. Городские легенды говорят, что жил-де иеромонах Илиодор колдун Гелиодор, что сделал себе голема - черного слона и будто бы даже летал на нем по воздуху, или ездил верхом. Главное, что слонки и нынче повсюду - даже на самых ржавых табличках:

Самым большим разочарованием было то, что знаменитый рыбный рынок по случаю воскресенья был закрыт, - а значит, нам не судьба была отведать устриц. Потерпев провал гастрономический, решили восполнить пищу плотскую пищей духовной и двинулись по городу.

Вот такая она, Катания:

Храмы и закоулки. Такое средневеково-ренессансно-портовое, блеск и нищета? Нет, но какое-то близкое к этому определение. Блеск и нищета это Бангкок с небоскрёбами и хижинами. Красивое, но ободранное, и не теряющее от этого ни грамма обаяния, ну и с непременным сицилийским бельём в качестве оборочки.
А к храму можно пристроить дом и повесить антенны:

Вышли и к знаменитой крепости Урсино:

Сейчас она впечатляет не очень, конечно, но когда-то она была вдвое выше и стояла на берегу моря. Дело в том, что в 1699 году, во время большого сицилийского землятрясения молитвы к святой Агате не помогли городу, и Этна немного пошалила: берег отодвинулся на полтора километра, а лавовый поток обнял замок. Но Фридрих II Штауфен, очевидно, хорошо контролировал рабочий процесс, а может в 1240 году гастарбайтеров на стройки ещё не принято было завозить, но стены таки выстояли. Внутри замка сейчас художественная экспозиция, которой мы пренебрегли, предпочитая охватить еще побольше памятников.

NB: Очень интересной была улица, по которой мы подошли к замку - как я понимаю, это квартал гробовщиков, так что идёшь ты солнечными улицами, а вокруг витрины с элитными гробами и за стеклами сидят почтенные коллеги мастера Безенчука из уездного города N. Но уж больно суровый вид был у них, и, памятуя что я таки нахожусь на родине мафии, я не стал фотографировать лишний раз, чтобы не оказаться, не дай Бог, клиентом одной из этих лавок. Зато месса прошла, и сицилийки повесили бельё:

Немного поплутав, вышли к развалинам амфитеатра Катании. Мы не планировали заходить внутрь, а лишь обойти его - но особенность этого памятника в том, что он снаружи почти целиком скрыт под позднейшей застройкой, хотя и почти цел.

Глядя на кладку отчетливо понимаешь, что строить Катанию из туфа придумали отнюдь не в эпоху ренессанса, - #римляне, несмотря на любовь к кирпичу, были весьма практичными строителями. Люблю я их, чоужтам..

Специально для тех, кто не очень понимает, как здоровенный амфитеатр можно было скрыть под постройками - иллюстрация:

Дуче в своё время велел разбирать всё, что понастроили позднее 3-4 века, до Катании, видимо, руки не дошли. И то верно, что велел - самострой, сами знаете, с мэрией не согласовано, поди. Погоревав о том, как не повезло Катании с решительным мэром, двинулись двльше, мимо монастыря св. Бенедикта:

Пройдя немного дальше, вышли на площадь Данте к монастырю и храму св. Николая, перед которым раскрыта археологическая зона с римскими термами.

Мы вощли за ограду и немного погуляли по монастырскому дворику.

А с посещением храма вышла какая-то странная история: то ли сицилийская планида решила нас окончательно обломать, то ли мы уже сами настолько утомились, но мы обошли монастырь кругом и не нашли места, откуда можно было бы попасть внутрь храма..

Это вот библиотека, но и она была закрыта.

Мы подивились на огромный разрушенный фасад - когда он на фото, он оставляет равнодушным, но когда ты рядом, то эти колонны весьма впечатляют размером:

С фасадом темная история - вроде той, что с храмом Зевса в Агридженто. Храм строили, строили, и то ли почти достроили, то ли не очень, но тут бац! - землетрясение, у всех появились какие-то другие дела, колонны большие, фасад и так все вроде прикрывает туда-сюда, чо там морочиться, в общем - так и стоит, то ли развалюха, то ли недострой. Около фасада было неуютно - там молодежь раскладывала какие-то левацкие листовки и плакаты и очень громко выясняла отношения между собой в ближайшем сквере. Мы решили, что с нас довольно и пошли в сторону моря/отеля.

Ну, конечно, продолжая глазеть:

Кое-где в Катании дома лепили прямо на скалу:

А кое-где строили чинно-благородно, параллельно-перпендикулярно:

Очень, очень атмосферно, и своеобразно:

Где-то в переулках наткнулись на ресторан, который сообщал урби эт орби, что работает без перерыва и мы решили не проходить мимо такого заманчивого предложения. Взяли комплексное меню... и в этот момент все, видимо, очень хорошо поняли, что путешествие закончено, поэтому обед вышел не очень веселым, хотя достойным. Жаль, Клио не сохранила название ресторанчика, как и меню...

Выйдя, мы пересекли несколько центральных улиц и скоро уже были у нашего отеля.

Так же, как нас довезли от аэропорта до гостиницы Platamone , так же мы и поехали обратно:  спасибо большое Фабрицио, хозяину отеля, за заботу и радушие, проявленные к велопилигримам. Ну а мы, переполненные ощущениями, прощались с Сицилией, готовясь подводить итоги.

******************************

Как таковых итогов будет немного. Сначала традиционно скажу о подготовке: я не читал ничего дополнительного про историю или архитектуру Сицилии перед поездкой, ну так - проглядывал краткий перечень достопримечательностей в процессе построения маршрута и узловых точек, но Сицилия и есть сама по себе сферическая история в вакууме. При любом упоминании об острове в голове сами по себе вспыхивают гирлянды ассоциаций - от Великой Греции до Королевства обеих Сицилий, от пунических войн до битвы при Калатафими, от Архимеда до Дона Корлеоне и Коза Ностры, от Дионисия до Муссолини. Захвачена была не очень большая часть острова, но я постарался разнообразить маршрут и замечательно, что мы смогли попасть еще и в Таормину, хотя одних чудес Сиракуз бы хватило...

Вот что я плохо спланировал в этот раз - экипировка, мы (я в основном) подмерзали каждый день по вечерам, - не взяли ни одной флиски, только тонкие и не греющие виндстопперы. По дороге было не холодно даже под проливными дождями: когда крутишь, да еще и упакованный в дождевик, замерзнуть невозможно, а вот гулять по городам после захода солнца гораздо скучнее. Но вся противодождевая часть отработала на "отлично", будьте покойны:

Я сделал для себя и еще один вывод после поездки: я заказал новые покрышки Schwalbe Marathon Plus, полуслики с толстой антипрокалывающейся зоной, потому что мне надоело останавливаться и подкачиваться, ну и хочется немного прибавить в скорости. Следующая крупная поездка должна показать, насколько прибавится средний прокат на этой резине.

Так же (тоже уже традиционно) я не стал в отчете пересказывать путеводители. Все ссылки о достопримечательностях есть в тексте, кому интересно - нароет побольше. Мне было важно передать скорее настроение, чем пересказывать истории, хотя и без историй таки не обошлось.

Так что поездка вышла очень насыщенной, крайне интересной, ну и жемчужины - Мессину и Палермо я оставил на сладкое, то есть на следующий заезд. Будет ли он? Определённо, да. Ну и всем, кто пока не решился на Сицилию, я предлагаю решаться и ехать - пешком, на машине, на велосипеде, - последним обязуюсь стать родной матерью, если обратятся. А для нас Сицилия это уже история и всё ещё планы ))