Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Воспоминания о будущем
Боевые протезы
soundman
Совершенно случайно вспомнил тут дня три назад о существовании замечательной трилогии, или даже квадрологии — не знаю, есть ли подобный термин в природе — об Электронике.
Флибуста с Шортбуком рулят — перечитал. Ну что сказать — ну нямка, конечно, милый съел урча.
Но чем ближе приближался я к финалу книг — тем грустнее мне становилось. Для нечитавших (несмотревших, полагаю, среди моих читателей нет) сообщу, что в третьей части — той, которая не экранизировалась и называется «Победители невозможного» - речь идет все о том же восьмом «Б» классе обычной школы недалекого будущего(книга, напомню, писалась в начале 80-х) — примерно 2010-х годов, где учится Сережа Сыроежкин и Макар Гусев (бессмертное из фильма: «Макар! Не-дер-зи!!!»), Майка Светлова и Кукушкина. Электроник становится помощником учителя, и, когда он должен вести первый самостоятельный урок, выясняется, что никто из ребят не может придти в школу, они заняты. Они работают над проектом «Космический корабль «Земля» (саентологично как-то, да? Впрочем, полагаю, что автор, работавший в аппарате ЦК КПСС, к Хаббарду отношения не имел.)

Сергей не мог отказать себе в удовольствии процитировать первую фразу из их коллективного проекта:
- "Мы живем в одном космическом корабле "Земля" и думаем о его будущем.
Каждый делает свое дело. Но всех нас волнует задача - будущее
человечества..."
А дальше он говорил о том, какую кто решает сейчас задачу:
- Ты, Макар: как сделать человека сверхсилачом...
- Ясно! - отозвался Макар.
- Ты, Майка: как долететь до звезд...
- Не слишком ли громко сказано? - съязвила автор а-коврика.
- Ты, Виктор: как обеспечить пищей человека в пути...
- По-моему, примитивный выход, - парировал владелец искусственной коровы.
- Ты, Профессор: как развивать науку и искусство...
- Стараюсь, - сухо произнес Профессор. - Но кто это говорит?
Говорит Сыроежкин! Моя работа - тайны звездной энергии.


Ребята восьмого «Б» занимаются проблемами антигравитации, доказывают Великую теорему Ферма и пытаются вывести формулу гениальности. Чтобы помочь друзьям, Электроник монтирует внутри себя радиотелефон, по которому в любой момент можно было получить ответ на любой вопрос, если этот ответ когда-нибудь человечеством давался. Восьмиклассники требовали от Электроника ответа, какая сейчас погода на Марсе и Юпитере, какие существуют модели центральной нервной системы человека, каковы формулы полета ракеты, обыкновенной мухи и утки-кряквы, уравнения проверки сверхсилы, сверхловкости, сверхточности. У Электроника просили графики радиосигналов из других галактик, математические игры, теории зарождения жизни, просили дать ноты симфонической поэмы Скрябина "Прометей", состав ракетного топлива и красок Леонардо да Винчи. Электроника спрашивали, как лечить кошку от насморка, что говорили древние греки об атомах, кто из динамовских хоккеистов минуту назад забил гол спартаковцам и так далее. Обыкновенные гении из восьмого "Б" работали над своими открытиями и попутно интересовались происходившими в мире событиями, а Электроник им помогал в меру своих способностей.

И ребята добились своего, открытия были сделаны. Искусственное животное вызвало восторг у посетителей ВДНХ, а-коврик улетел на луну, отталкиваясь от гравитационных волн земли, Сверхновая Сыроежкина взорвалась в точно указанное время, а Корольков, доказав теорему Ферма, написал «Концерт для вертолета с оркестром».

Что еще происходило в те 2010-е? На Юпитере электронный пёс Рэсси пытается вступить в контакт с загадочным китообразным созданием. По городу летают вертолетные такси, киберы отвечают по телефону на вопрос — где ближайшая булочная. Люди находили новые источники питания. Вот слепящие, раскаленные пески Сахары. На ранее бесплодном песке -
длинные ряды покрытых прозрачной пленкой теплиц. В теплице душно и жарко, но работник доволен плодами своего труда: он показывает рекордной величины огурцы и помидоры, оранжевые, алые, золотистые фрукты. Они растут без всякой почвы, можно сказать - из воздуха, который "приготовлен" таким образом, что дает растениям все соки земли...
А вот домохозяйка жарит на сковороде бифштекс, другая готовит цыпленка. Прославляют эти кадры не умелых поваров, а ученых, которые изобрели искусственный белок...
Люди экономили ценные металлы: старые механизмы не выбрасывали, а вновь привозили на заводы.
Люди лечили природу, с которой прежде обходились немилосердно, лечили так же заботливо, как лечат заболевшего человека.
Моря и океаны очищали от грязи. В большие озера вдували кислород, как вдувают его в аквариумы, чтобы там не иссякла жизнь. На голых местах сажали леса. В пустыне тысячи километров были покрыты прозрачной пленкой, сдерживающей пески; искусственные водоемы наполнялись водой. Вода и воздух - основные условия жизни на планете - вырабатывались человеком по строгим планам.
Обычные электростанции не могли уже обеспечить все потребности нужной энергией. В океанах плавали металлические острова - атомные электростанции. На Луне шло строительство гигантской станции, которая будет собирать энергию Солнца. И как обещали ученые, была близка к разгадке термоядерная реакция, которая даст самую дешевую электроэнергию.
Все эти сцены показывали, как шла Великая научнотехническая революция на планете Земля. Она началась в середине двадцатого века, развивалась очень бурно, а конца ее пока никто не предсказывал.


И никто не мог предположить, что в наши 2010-е жители одного из сел в Чечено-Ингушской АССР станут спускаться в метро не с сумкой, полной яблок, уважительно поглядывая на мозаичные панно «Комсомольской», а обвязанные брикетами тринитротолуола и сжимая в потной руке взрыватель по типу «мёртвой руки».
Что воздушных такси не будет и в помине, а наземными будут служить не самые современные даже к моменту написания книги ВАЗовские шестерки.
Что на территории СССР перестанут выращивать продукты почти совершенно. 
Что дети из девятого «А»(точные ровесники Сыроежкина) в сериале «Школа», имеющие круглосуточный мобильный доступ в Интернет, для которых не составляет труда узнать - как лечить кошку от насморка, что говорили древние греки об атомах, кто из динамовских хоккеистов минуту назад забил гол спартаковцам и так далее — будут думать не о том, как вырастить в кастрюле искусственную корову, или предсказать взрыв Сверхновой, а о том, завтра или послезавтра делать аборт, брать ли деньги за еблю у богатого мужика, и где купить ганджа, чтобы в слюни накуриться, а то бухать уже не очень вставляет.

Да, времена меняются. Да, фильм (не буду о книге) чуть идеалезировал советских пионеров. Да, сериал "Школа" чуть сгущает краски. Но ведь совсем чуточку, да?...

  • 1

многа букав.

иногда мне кажется, что ты уже переплюнул Брокгауза и Эфрона... да..

Re: многа букав.

Дык что - есть термин "квадрология"?

Re: многа букав.

ну че пристал!? не знаю!
*бубнит под нос: что я Яндекс отменили что ли?*

Жур-на-лист.

Есть, да.

Edited at 2010-04-02 10:32 am (UTC)

А ведь книга, как вы говорите, писалась в начале 80-х - то есть когда обломался уже по меньше мере один сверхпрогноз: коммунизм к 80-му году)) Мечтатели, однако, перевелись как-то не сразу.

Да, они окончательно перевелись ближе к началу 90-х, когда в СССР поехал спирт "Рояль". Коммунизм к 1980-му году, примерно так, как его видели в 50-х, был построен - бесплатные медицина, образование, жилье(условно), транспорт(условно), побеждена преступность(дети гуляли с 4 лет одни, а мы сейчас 13-летних готовы из школы встречать), научно-технический прорыв во всех сферах деятельности(проживаем те технологии до сих пор) и СССР - чемпион всего, чего можно и не очень в спорте. А над всем этим - руководящая и направляющая роль КПСС...

Нынешние детки, боюсь, ничего не изобретут и не построят, а когда умрет поколение, к которому принадлежит Перельман и такие как он бессеребренники из недобитых пионеров...

Мне казалось, что под коммунизмом подразумевался все-таки не развитой или даже очень-очень развитой социализм, а именно коммунизм. Как следующая общественно-экономическая формация (слова-то какие, еханый бабай!). От каждого по способностям, каждому по потребностям. Не просто бесплатные медицина, образование, жилье, а вообще отсутствие денег. То есть все бесплатное.
Еще один провальный "проект" - к 80-му году даже советский народ и то не создали (к счастью), ограничивались "дружбой народов".
А вот за Олимпиаду, конечно, спасибо.

Нынешние дети - да, беспокоят. Хотя, может, что-нибудь в компьютерных программах понаизобретают. Успехи в этой сфере - это все-таки уже не советское наследие.
(советские компьютеры - самые большие компьютеры в мире!)
(или: советские микропроцессоры - самые большие микропроцессоры в мире!)

дааа хорошая книжка. и фильм ...
и эрделька у меня была, да и я был рыжим и худым и звали меня электроником )

Ну худым - я вполне могу себе поверить, а вот рыжим - с трудом верится )))))))

Так....
Я, конечно, сказать красиво не смогу... Но я, как обычно в Вашем дневнике, сразу испытываю непреодолимое.... ну... сами понимаете, вобщем, хм... хочется поднять настроение автора))) (чуть смутившись).
Короче, теорема Ферма вроде как доказана, э? И всякие там мобильники, и прочая высокотехнологичная шушера изобретена.... Так что прогресс пока идет, куда ж без него...
Ну а что о сериале.. Да ерунда, заказной же он, все знают. Ну да, школьники ругаются матом, ходят с голыми пупами и курят... И знаний у них в голове теперь как-то.... не то что меньше, а скорее, не о том... Но может, еще поумнеют? Вот я себя в 16 лет еще помню %), так я тоже не особо была умная.

А вот мамочки, у которых ляли еще в горшок, пардон , ходят, так они очень налегают на обучение, уже начиная с этого самого горшка читать-писАть учат. Мне кажется, это тоже перебор.

Я к чему?
Кто знает, как лучше и что лучше? Кто скажет, что будет???

Будет то, что будет, и так, как будет, а мы лишь те, кто это будущее по мере сил приближает...
Вот. Извините, что сумбурно, писала "чисто на эмоциях".

Да в общем-то понятно, что в те времена идеалы были сомнительные - ну вроде построения светлого коммуниистического завтра, которое по идее ничем бы не отличалось от рабовлдельческих утопий Мора и Кампанеллы, с той разницей, что место рабов должны были занять машины, построить некое царство Божие на земле - только без Бога. Но идеалы, тем не менее - присутствовали, и многие мои одноклассники, думаю, действительно мечтали стать космонавтами и летчиками-испытателями. Но то что мы сейчас имеем в виде прогресса и технологической шушеры, как раз и есть построение этого самого царства Божия без Бога, что прекрасно подтверждает, что если человек не будет на этой земле "в поте лица есть хлеб свой", и Бога внутри не имеет - то он неминуемо превращается в скота.

Теорема Ферма доказана - я как-то про это писал, относительно недавно, в 1996 по-моему. ))

То, что Вы знаете про доказанную теорему Ферма, я как-то даже не сомневалась))) Это я про неё черкнула в контексте прогрессивности.

Кстати, "в мои времена" девочки поголовно хотели стать проститутками, а мальчики - рекетирами... Так что... Но ведь не все ими стали. Или не все хотели ими стать.

Просто в любом обществе - ну Вы-то знаете, это я так, опять для контекста - есть разные слои населения как по уровню жизни, так и по развитию. Вот иногда перевешивают те, у кого уровень развития выше, и в такие счастливые времена общество растет. Ну а сейчас , видимо, пришло другое время, и с этим придется жить. А что Вы хотели? Куда наши мальчики девались в 90-е? Ну Вы знаете, как всегда.

Но я опять о хорошем - чтобы на светлой ноте... Ведь вот опять рожают, и уже задумываются, кем-то дети станут через 20 лет - значит, впереди есть просвет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account