Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Воспоминания о будущем
Боевые протезы
soundman
Совершенно случайно вспомнил тут дня три назад о существовании замечательной трилогии, или даже квадрологии — не знаю, есть ли подобный термин в природе — об Электронике.
Флибуста с Шортбуком рулят — перечитал. Ну что сказать — ну нямка, конечно, милый съел урча.
Но чем ближе приближался я к финалу книг — тем грустнее мне становилось. Для нечитавших (несмотревших, полагаю, среди моих читателей нет) сообщу, что в третьей части — той, которая не экранизировалась и называется «Победители невозможного» - речь идет все о том же восьмом «Б» классе обычной школы недалекого будущего(книга, напомню, писалась в начале 80-х) — примерно 2010-х годов, где учится Сережа Сыроежкин и Макар Гусев (бессмертное из фильма: «Макар! Не-дер-зи!!!»), Майка Светлова и Кукушкина. Электроник становится помощником учителя, и, когда он должен вести первый самостоятельный урок, выясняется, что никто из ребят не может придти в школу, они заняты. Они работают над проектом «Космический корабль «Земля» (саентологично как-то, да? Впрочем, полагаю, что автор, работавший в аппарате ЦК КПСС, к Хаббарду отношения не имел.)

Сергей не мог отказать себе в удовольствии процитировать первую фразу из их коллективного проекта:
- "Мы живем в одном космическом корабле "Земля" и думаем о его будущем.
Каждый делает свое дело. Но всех нас волнует задача - будущее
человечества..."
А дальше он говорил о том, какую кто решает сейчас задачу:
- Ты, Макар: как сделать человека сверхсилачом...
- Ясно! - отозвался Макар.
- Ты, Майка: как долететь до звезд...
- Не слишком ли громко сказано? - съязвила автор а-коврика.
- Ты, Виктор: как обеспечить пищей человека в пути...
- По-моему, примитивный выход, - парировал владелец искусственной коровы.
- Ты, Профессор: как развивать науку и искусство...
- Стараюсь, - сухо произнес Профессор. - Но кто это говорит?
Говорит Сыроежкин! Моя работа - тайны звездной энергии.


Ребята восьмого «Б» занимаются проблемами антигравитации, доказывают Великую теорему Ферма и пытаются вывести формулу гениальности. Чтобы помочь друзьям, Электроник монтирует внутри себя радиотелефон, по которому в любой момент можно было получить ответ на любой вопрос, если этот ответ когда-нибудь человечеством давался. Восьмиклассники требовали от Электроника ответа, какая сейчас погода на Марсе и Юпитере, какие существуют модели центральной нервной системы человека, каковы формулы полета ракеты, обыкновенной мухи и утки-кряквы, уравнения проверки сверхсилы, сверхловкости, сверхточности. У Электроника просили графики радиосигналов из других галактик, математические игры, теории зарождения жизни, просили дать ноты симфонической поэмы Скрябина "Прометей", состав ракетного топлива и красок Леонардо да Винчи. Электроника спрашивали, как лечить кошку от насморка, что говорили древние греки об атомах, кто из динамовских хоккеистов минуту назад забил гол спартаковцам и так далее. Обыкновенные гении из восьмого "Б" работали над своими открытиями и попутно интересовались происходившими в мире событиями, а Электроник им помогал в меру своих способностей.

И ребята добились своего, открытия были сделаны. Искусственное животное вызвало восторг у посетителей ВДНХ, а-коврик улетел на луну, отталкиваясь от гравитационных волн земли, Сверхновая Сыроежкина взорвалась в точно указанное время, а Корольков, доказав теорему Ферма, написал «Концерт для вертолета с оркестром».

Что еще происходило в те 2010-е? На Юпитере электронный пёс Рэсси пытается вступить в контакт с загадочным китообразным созданием. По городу летают вертолетные такси, киберы отвечают по телефону на вопрос — где ближайшая булочная. Люди находили новые источники питания. Вот слепящие, раскаленные пески Сахары. На ранее бесплодном песке -
длинные ряды покрытых прозрачной пленкой теплиц. В теплице душно и жарко, но работник доволен плодами своего труда: он показывает рекордной величины огурцы и помидоры, оранжевые, алые, золотистые фрукты. Они растут без всякой почвы, можно сказать - из воздуха, который "приготовлен" таким образом, что дает растениям все соки земли...
А вот домохозяйка жарит на сковороде бифштекс, другая готовит цыпленка. Прославляют эти кадры не умелых поваров, а ученых, которые изобрели искусственный белок...
Люди экономили ценные металлы: старые механизмы не выбрасывали, а вновь привозили на заводы.
Люди лечили природу, с которой прежде обходились немилосердно, лечили так же заботливо, как лечат заболевшего человека.
Моря и океаны очищали от грязи. В большие озера вдували кислород, как вдувают его в аквариумы, чтобы там не иссякла жизнь. На голых местах сажали леса. В пустыне тысячи километров были покрыты прозрачной пленкой, сдерживающей пески; искусственные водоемы наполнялись водой. Вода и воздух - основные условия жизни на планете - вырабатывались человеком по строгим планам.
Обычные электростанции не могли уже обеспечить все потребности нужной энергией. В океанах плавали металлические острова - атомные электростанции. На Луне шло строительство гигантской станции, которая будет собирать энергию Солнца. И как обещали ученые, была близка к разгадке термоядерная реакция, которая даст самую дешевую электроэнергию.
Все эти сцены показывали, как шла Великая научнотехническая революция на планете Земля. Она началась в середине двадцатого века, развивалась очень бурно, а конца ее пока никто не предсказывал.


И никто не мог предположить, что в наши 2010-е жители одного из сел в Чечено-Ингушской АССР станут спускаться в метро не с сумкой, полной яблок, уважительно поглядывая на мозаичные панно «Комсомольской», а обвязанные брикетами тринитротолуола и сжимая в потной руке взрыватель по типу «мёртвой руки».
Что воздушных такси не будет и в помине, а наземными будут служить не самые современные даже к моменту написания книги ВАЗовские шестерки.
Что на территории СССР перестанут выращивать продукты почти совершенно. 
Что дети из девятого «А»(точные ровесники Сыроежкина) в сериале «Школа», имеющие круглосуточный мобильный доступ в Интернет, для которых не составляет труда узнать - как лечить кошку от насморка, что говорили древние греки об атомах, кто из динамовских хоккеистов минуту назад забил гол спартаковцам и так далее — будут думать не о том, как вырастить в кастрюле искусственную корову, или предсказать взрыв Сверхновой, а о том, завтра или послезавтра делать аборт, брать ли деньги за еблю у богатого мужика, и где купить ганджа, чтобы в слюни накуриться, а то бухать уже не очень вставляет.

Да, времена меняются. Да, фильм (не буду о книге) чуть идеалезировал советских пионеров. Да, сериал "Школа" чуть сгущает краски. Но ведь совсем чуточку, да?...

  • 1
А ведь книга, как вы говорите, писалась в начале 80-х - то есть когда обломался уже по меньше мере один сверхпрогноз: коммунизм к 80-му году)) Мечтатели, однако, перевелись как-то не сразу.

Да, они окончательно перевелись ближе к началу 90-х, когда в СССР поехал спирт "Рояль". Коммунизм к 1980-му году, примерно так, как его видели в 50-х, был построен - бесплатные медицина, образование, жилье(условно), транспорт(условно), побеждена преступность(дети гуляли с 4 лет одни, а мы сейчас 13-летних готовы из школы встречать), научно-технический прорыв во всех сферах деятельности(проживаем те технологии до сих пор) и СССР - чемпион всего, чего можно и не очень в спорте. А над всем этим - руководящая и направляющая роль КПСС...

Нынешние детки, боюсь, ничего не изобретут и не построят, а когда умрет поколение, к которому принадлежит Перельман и такие как он бессеребренники из недобитых пионеров...

Мне казалось, что под коммунизмом подразумевался все-таки не развитой или даже очень-очень развитой социализм, а именно коммунизм. Как следующая общественно-экономическая формация (слова-то какие, еханый бабай!). От каждого по способностям, каждому по потребностям. Не просто бесплатные медицина, образование, жилье, а вообще отсутствие денег. То есть все бесплатное.
Еще один провальный "проект" - к 80-му году даже советский народ и то не создали (к счастью), ограничивались "дружбой народов".
А вот за Олимпиаду, конечно, спасибо.

Совсем недавно Айфончег сообщил мне, что "30-го марта 1971 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев заявил о сложившейся новой общности людей - советском народе" )))))

Формула коммунизма: От каждого по способностям - каждому по потребностям
Социализма: От каждого по возможности - каждому по труду.
В конце правления Брежнева то, что мы имели в результате уравниловки в сфере производства и распределения: От каждого по способностям - каждому поровну. Так что до коммунизма было совсем-совсем недалеко....

"заявил о сложившейся новой общности людей - советском народе"
Ээх, его бы оптимизма - да всем поровну.. Сам народ-то хоть знал? Или, например, название "Чечено-Ингушская АССР" было просто данью богатой истории этой местности?

А вообще стремление к упрощению системы (в данном случае - этнической) наводит на нехорошие мысли. В этнологической терминологии для этого даже есть специальное название - антисистема. Как общность людей, стремящихся к уменьшению плотности системных связей, а в пределе - к полному уничтожению всех этих связей и, соответственно, к уничтожению всей системы. В данном случае - системы этнической. Или межэтнической (суперэтнической).

"каждому поровну"
Вот это я ну никак не могу рассматривать как следующий шагом на пути к коммунизму (после "каждому по труду"). Каждому по труду и каждому по потребностям - это все-таки какое-то подобие справедливого распределения. А вот каждому поровну - это примитивная уравниловка, опять же стремление к упрощению. Ни к чему хорошему не приведет. Тем более к коммунизму.

дело в том, что настоящий коммунизм, такой, каким его представляли все теоретики - от Аристофана до Маркса, от Кампанеллы до Ленина - никогда и не подразумевал справедливости, а всегда предусматривал существование класса господ и класса рабов, что последовательно пытался устроить тов. Сталин, это потом начался оппортунизьм всякий, когда Хрущов колхозникам паспорта дал. А так - сиди, паши землю и не вякай.

Все дело в степени сытости рабов - а рабы в СССР жили, ИМХО, намного более сыто и безопасно, чем рабы в США в те же 80-е. Это сейчас в Штатах клетки стали почище, но они заплптили за это свою цену в виде показной толерантности и гораздо более тотальной несвободы, чем в СССР в годы застоя...

Ваапще-то коммунизм - это не нечто реальное, а нечто выдуманное. Ибо никто этого коммунизма в глаза не видел никогда. И даже живых его свидетелей никто не видел)) Поэтому его можно представлять как угодно - хоть разделение на господ и рабов, хоть мир во всем мире и сверхсознательные сверхлюди-альтруисты-энтузиасты и никаких жадин-говядин, хоть победа расы универсальных и вечных киборгов.

Коммунизм - это та отдаленная во времени цель, без которой футуристическая идеология (в частности, коммунизм) жить не может. Этой цели не нужно, чтобы ее достигли. Ее предназначение - просто быть. Поэтому она может быть и недостижимой - такой, как моммунизм, например. А еще лучше, чтобы ее представляли кто как хочет. А то не дай бог ее кто-нибудь достигнет, и смысл жизни пропадет)) И тогда можно будет сказать: нееееет, вы не поняли, не это коммунизм, а воооон то! Двинемся же теперь воооон туда!

На то оно и рассчитаано, конечно. Декларируемые цели - для профанов, настоящие - для узкого круга посвященных.

Ну и безусловно, было стремление к уничтожению институтов веры, национальностей, да и института семьи... Нормальные лозунги, направленные на уничтожение самоидентефикации человека - обычные для любого богоборческого учения.

А теоретики коммунизма представляли все-таки что-то очень жестко тоталитарное (Вспомним Ильича: "Социализм - это учет и контроль"), а сверхгуманных суперэнтузиастов рисовали себе как раз советские писатели-фантасты, пытаясь изобразить "Человека будущего". Вот американские фантасты этого не пытались сделать - они тупо брали современника и впихивали его в футуристический антураж ))))

(задумавшись)

Кстати, у Велтистова что в книге, что в фильме, коммунизм в рамках планеты не построен - есть советский блок и есть агрессивный Запад, где в угоду миру чистогана уничтожаются "миллионы редких животных" - это цитата из второй книжи квадрологии "Рэсси- неуловимый друг", и именно с морально нечистоплотным ученым-олигархом вступают в борьбу советские школьники.

Edited at 2010-04-02 11:36 am (UTC)

Как это там было?.. По мере построения коммунизма (или социализма?) классовая борьба обостряется?
Ржунимагу-лежукатаюсь))

Re: (повеселев)

Эх, яблочко,
Да наливается,
Ну а классова борьба
Обостряется! (с)

АПД: Айфончег говорит, что: 3 марта 1937 на пленуме ЦК Сталин И.В. выдвинул положение об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма.

Edited at 2010-04-02 12:07 pm (UTC)

Re: (повеселев)

Ух ты, говорящий Айфончег! Он, наверное, сталинист, раз про Сталина столько знает.

Нынешние дети - да, беспокоят. Хотя, может, что-нибудь в компьютерных программах понаизобретают. Успехи в этой сфере - это все-таки уже не советское наследие.
(советские компьютеры - самые большие компьютеры в мире!)
(или: советские микропроцессоры - самые большие микропроцессоры в мире!)

Нет, мне кажется, что успехи в этой сфере - заслуга советской системы высшего образования, до сих пор еще слабо теплящейся в Бауманке или в МИФИ. Здесь же суть не в неких узкоспециальных знаниях, а в универсальности и широте горизонта понятий - и как следствие - повышенным способностям к анализу и синтезу.

А советские компьютеры были не только самыми большими, но и самыми надежными, говорю как человек, имеющий в анамнезе папу - нач. отдела Научно-Исследоваательского Центра Электронно-Вычислительной техники (НИЦЭВТ АН СССР). Степень надежность какого-нить Интела - 0,65 (меньше единицы), а степень надежности управляющей схемы в каком-нибудь "Протоне" - самой лучшей до сих пор транспортной ракете в мире - 12 или 13. Потому и валятся их Челленджеры.....

Ну, с НИЦЭВТ АН СССР спорить не могу по определению)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account