?

Log in

No account? Create an account
Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Безопасная езда на мотоцикле
Боевые протезы
soundman
Оригинал взят у miko_york в Безопасная езда на мотоцикле
По наводке jury_borisov
Потеплело. Народ вовсю гойсает на моциках. На днях я сам чудом ушел от атаки оленей красивых на трассе.
Почему-то совсем захотелось все-таки написать давно планируемый опус: БЕЗОПАСНАЯ ЕЗДА НА МОТОЦИКЛЕ. Думаю, мой многолетний опыт езды на моце, в т.ч. по разным странам, дает мне право это изложить. Надеюсь, что-нибудь интересное для себя найдете. Особенно, кто только что сел на моц. Или собирается.

Бьется народ не по-детски. НЭТ пестрит разорванным мясом. В толерантной Белоруссии шокирующих случаев меньше, но все равно, стабильно, в сезон два-три душераздирающих попондоса в широком обсуждении мотообщественности. И сводках ГАИ. Так что же, все байкеры «доноры органов»?

Я категорически уверен, что мотоцикл - безопасное средство передвижения. С точки зрения активной безопасности. ЛЮБОЙ мотоцикл быстрее разгоняется, быстрее тормозит. Он много маневренней машины - легче объехать любой попандос. Мотоцикл очень удобен, а значит, безопасен в «дальняке» реальном.

Мотоцикл очень опасен в смысле «пассивной» безопасности. «Баданул» тебя кто, прилег даже на 40км/час, поломался сам, разбил аппарат. На той же скорости «лобовуха», или со столбом не разминулся - ты труп. Шансов выжить в любом попандосе на скоростях выше 60-80км\час нет ни у кого, ни на каком моце. Ни в какой экипировке.

Часто читаешь комменты на очередной попандос, народ никогда не сидевший на моце размышляет: «а может, мотоцикл был неисправный», «наверное, мотоцикл внезапно сломался». Любой ездивший меня поддержит: современный мотоцикл дико надежное средство передвижения. Уж, по крайней мере, при любой поломке «доковыляете» до ближайшего СТО, где его вылечат. Хороший «турер», в особенности японец - эталон надежности, выносливости, неубиваемости. Особенно в вопросах безопасности: «внезапно» отвалиться от него то, что вас убьет, не может по умолчанию.

Следующий стойкий миф , стабильно звучащий с уст великих байкеров, на стоянках возле макдональсов (сорри, - возле «короны»), звучит так: «-я тут лечу … такой красивый, на 150 (200/280 км/ч – Артем добавит), а он (этот пиддр/дятил/ эта карова)… тут так внезапно ….» Господа кафе-рейсеры, попытаюсь вас удивить:

ВО ВСЕМ ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВАМИ ВИНОВАТЫ ВЫ САМИ
(для особо возражающих добавлю, - верно в 99% случаев). Кстати, верно и во всей Жизни, в самом широком понимании этого слова.

Отсюда особо интересно разобрать
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА МОТОЦИКЛЕ.
Или, если внешние факторы влияют на нас наименьшим способом, как мы сами влияем на свою безопасность. Или, попросту, поговорим о « прокладке между рулем и сиденьем».

Начнем сначала.
Перед вами сверкающий, возбуждающий Зверь, давно желанный. И он ваш, и нужно сесть и «ОТКРУТИТЬ ПО ПОЛНОЙ». (варианты: толпа гигикает: «- не сццыы, - откручивай».)

Аксиома 1. Попытаетесь сразу дойти до Его края - ляжете. Если не в первом повороте, то в первый же день ТОЧНО !

"Так что же делать в первый же день?! Да я ездил 10лет назад на Яве ! Да не дури мне мосги,-зачем же я его покупал!" и т.п.
Позволю себе посоветовать: впервые сев на любой моц, нужно на нем ехать на учебную площадку. Я лично на каждом своем следующем моце вначале езжу крутить восьмерки. Так же очень полезно в начале сезона, после долгой зимы, съездить обновить свои моторефлексы. Мне вот очень помогает…

Аксиома 2. всегда одевайте максимально всю защиту. Езда без шлема – самоубийство отсроченное.

Ну, про мотоэкип было много написано, но попытаюсь внести что-то новое. 

Последние годы байкера без шлема практически уже не увидишь. Чего нельзя сказать О ПАССАЖИРЕ (снятой с макдака только что). Девчонки, не садитесь ни на какой моц, ни к какому крутому байкеру, ни за какие кАнфетки БЕЗ ШЛЕМА. Если водитель мотоцикла не может предоставить вам шлем, он не байкер, - он лох последний. Видимо, одолживший моц у своего товарища, что б поехать потрахаться. Последнее, конечно будет, но не факт что вы доедете до тех вожделенных кустов… 

Еще про шлем: кроме своих непосредственных функций защиты при падении, это еще и весьма полезная вещь в дороге. Без шлема на скорости выше 40км/ч задувает, в глаза пыль-песок летит. Больше 5 минут езды (между погран переходами бел-украин границы) высидеть без шлема я и не могу. Не представляю себя в дальняке без шлема - задует и замерзнешь за первый же час езды, даже в теплую погоду. Крайне полезен визор, полностью закрытый (в Голдах, и других турерах с высоким стеклом не так актуально). Кто попадал под «обстрел» насекомых, особенно на 200, меня поймут. Как-то в Румынии, на первое мая, попал в облако майских жуков. Был вынужден плестись на 60-ти (часа два бомбардировали, как с пулемета). На любом мотослете можно услышать душераздирающие правдивые истории с детства старожилов, о том как в те далекие времена не модно было одевать шлема. Народу от попадания майского жука рвало щеку насквозь, выбивало зубы. От попадания камушка из-под встречной пробивало лоб и убивало мотоциклиста насмерть. Шлем полезная вещь - примите как аксиому, без доказательств на себе.

Идем дальше, хороший мото экип. Начнем с того, что МОТОЭКИПИРОВКА ДОЛЖА БЫТЬ. Любая та, которую вы можете себе позволить за свои деньги. Для примера, мой товарищ, хохол Сплит Серега, опытный и уважаемый байкер, после падения (впереди, неожиданно, за поворотом, стояла колонна стоявших авто, на закрытом ж/д переезде; он оттармаживался на 80-ти, ушел на гравейку, тормозил и там, но все-таки прилег) сломал лобовое стекло на своей Хонде и ободрал мотокуртку. Так вот он говорит, рассматривая через разлахмаченные мотоперчатки (летние такие, без пальцев), на свои поцарапанные концы пальцев: «БЫЛИ БЫ ПЕРЧАТКИ ПОЛНЫЕ, И ПАЛЬЦЫ БЫ НЕ ПОЦАРАПАЛ».

Любая, простая защита, хотя бы «Черепашка», не драные джинсы, крепкие высокие ботинки, кожаные перчатки, значительно повышают ваши шансы при вынужденном слайдерении по асфальту. Естественно, ШЛЕМ, любого сертифицированного производителя, любой цены, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАСТЕГНУТЫЙ. И все это нужно уже при первой поездке на моце! Даже на учебную площадку. (Я в первый раз в жизни упал на Боровой. Прилично так уиппался, дотронувшись до рычага переднего тормоза, в повороте на 40-ка).

Следующий распространенный миф (у макдональдовских байкеров): «Да у меня шлем за 400 евро! И кожаный спортивный комбез с кевларом за 2000евро! Мне все поххй!».
Мой дитёнок, трех летний, когда в догонялки его догоняешь, кричит : «- чур Я В ДОМИКЕ!!»
Миф, взращенный крутой рекламой, с прямых трансляций Мото GP. Согласен, они там очень эффектно слайдерят со 150-200, моцы кувыркаются, разбиваясь в дребезги. А дядечка встает с отбойников из тюков с соломой, и идет чертыхаясь, максимум чуть прихрамывая.
В жизни, на реальной дороге, «гонщика» в «домике» из крутого мотоэкипа, слайдерящего на жопе по асфальту, ожидают не солома, а :
- ОТБОЙНИКИ жестко закрепленные;
- столбы, дорожные знаки, деревья, и т.п.;
- попутные машины;
- собственный моц, скачущий следом и пытающийся вас догнать (Андрюха Фидель);
- встречные машины;
- грузовики (опытные дальнобои называют байкеров «хрумстиками». Чернуха, но смысл верный).

У меня глубокое уважение вызывает мото экипаж с красиво, но не гламурно, экипированным водителем, и также красиво полностью экипированной пассажирке. Зачастую и мотокостюмы одинаковые. Неспешно дефилирующие. Сразу видно - чувак мамку свою на мотослет вывозит. КРАСОТТА ! И подчеркнутая безопасность - дома детки ждут.

Аксиома 3 – трюковая езда на дорогах общего пользования НЕДОПУСТИМА.

Очень эффектно уйти со светофора на заднем колесе, под аплодисменты окружающих. Все тетки твои. Но большинство известных мне попандосов связаны с козлениями/ стоппи на светофорах. Даже если ты и усердно тренировался, НА РЕАЛЬНОЙ ДОРОГЕ твоего «козла» подстерегают «рванувшие» в левый поворот встречные машины, запоздавшие пешеходы на перекрестке, выезжающие с подворотен машины с блондинками за рулем (Саша Немец), резко затормозившие машины на следующем светофоре. Да просто сильный рывок ветра, ямка/камешек на дороге, лужа воды, или лужа масла на асфальте. И красиво разлетающийся моц летит прямо в людей на автобусной остановке/на пешеходном переходе. Красота, для успевших включить видео зрителей на телефоне.
Для трюковой езды, подготовленная команда профессиональных каскадеров, всегда тщательно готовит место, осматривает и изучает её, делает пробные заезды, в момент выступления огораживает площадку, запрещает доступ зрителям на неё. Ну и конечно, там нет других участников движения, столбов и ГАИ.

Кстати, про ГАИ, - Аксиома 4- обращайте внимание на знаки дорожного движения. 

Заметьте, я не сказал «не нарушайте ПДД». Каждый сам для себя решает, сколько он может заплатить гаишнику. Вот я , например, сторонник подхода: если я никому не мешаю, то я могу делать то что мне надо. Здесь другой вопрос - ВИДЕТЬ знаки дорожного движения. Если на дороге, вдруг, висит «40» (или «обгон запрещен», или «железнодорожный переезд» или двойная сплошная, или …), значит там действительно опасно, и претенденты были, и не факт что вас пронесет. Даже с вашей сумасшедшей динамикой и юркостью.

Аксиома 5 – для байкера ничего неожиданного Нет!! !

« -я тут лечу … такой красивый, на 150 (200/280 км/ч), а он (этот питтр/дятил/ эта карова)… тут так внезапно ….»
Мой хороший знакомый (водитель-профессионал с 25летним опытом вождения машин с СовМиновских гаражей) говорит так:
«Водитель-профессионал – это тот, кто умеет бояться».
Конечно, каждый байкер не обязан быть профессиональным водителем. Но каждый байкер обязан выжить, поэтому рассмотрим поподробней вышесказанное.
 
Начинающий водитель, только что севший за руль (мото либо авто) ничего не боится, потому что НЕ ЗНАЕТ чего боятся. Водитель профессионал и байкер просто ОБЯЗАН БОЯТЬСЯ всего и всех, что его окружает :
- на пустынной дороге стоит на обочине трактор. Жди, что как только ты подъедешь поближе – трактор тронется тебе на перерез. Это высшее предназначение водителя того трактора- уипатть пару байкеров;
- стоят люди на пешеходном переходе, ждут своего зеленого. Как только ты подъедешь – кто-нибудь из них сиганёт тебе под колеса. Они жизнь прожили для того, чтобы героически сдохнуть под твоими колесами. Того же жди от стоящего на остановке автобуса;
- ты приблизился и сейчас будешь обгонять грузовик, везущий кирпичи (трубы). Будь готов, что содержимое кузова выпадет тебе под колеса;
- опытный байкер никогда не наедет на масляное пятно на дороге, объедет все ямки на дороге, не станет оттормаживаться на дорожной разметке (особенно свежо- выкрашенной). Не будет поддавать газ на трамвайном/железнодорожном переезде.
- ты рассекаешь на 60км/ч вдоль плотно стоящей «пробки» на проспекте. Обязательно найдется дятилл, захотевший выйти из машины, глянуть, «чего стоим». Резко открыв двери своего авто прямо перед тобой;
- ты красиво, «с коленочкой», заложил в повороте ГЛУХОМ (не просматриваемом). Здесь вариантов продолжения может быть тыщща, начиная от зазевавшегося пешехода (неподозревающего, что именно сегодня он переходит твою гоночную трассу) до разрытой траншеи или заглохшего грузовика поперек дороги.

Примеров можно приводить бесконечно долго. Важнее схватить главную мысль: Чем больше вы замечаете потенциальной опасности и боитесь её, тем больше у вас шансов не попасть в попандос.
 
Все просто – бойтесь всего. Тогда ничего и не случиться.

Аксиома 6- сопоставляй свою динамику с мироощущением остальных участников дорожного движения.

Говоря проще, ускоряйся и тормози как все другие авто вокруг (по возможности). Держи ту же скорость, как они (по возможности). Безусловно безопасной будет превышение на 10-20 км/ч скорости основного потока. Скорость в 2-3 раза большая скорости основного потока очень опасна.

Пару лет назад я получил в жопу прямо на Проспекте в Минске, когда экстренно остановился на зажигающийся красный. Водитель легкового, нестыдного авто, пояснял ГАИ: «Я конечно, видел, как они ускоряются. Но я даже не представлял, что они могут ТА-АК замедляться со 100км/ч!» Сейчас я перед экстренным торможением успеваю глянуть в зеркало – не догоняет ли меня тот же водитель?
 
Как то разговорились в придорожном кафе с водителем, которого я обогнал пару минут назад, на загородной трассе. Водитель нулёвой Вольво, ехал под 140. Он догнал меня и специально остановился в кафе, что бы сказать мне следующее: «Блятть! Ну и динамика у тебя! Я заметил тебя в зеркале еще из далека, за километр. Только опустил глаза на дорогу, поднял глаза на зеркало опять – ты уже на бампере моем висишь! Аж испугался, передернуло всего! Ну вы и летаете!»
 
Крайне опасный маневр колонны «спортов»  – на высокой скорости обгонять одному слева авто, другому параллельно справа. Водитель авто, напуганный внезапным резким появлением слева моца, интуитивно дергается вправо. Наперерез другого моца.
Не догадываясь о вашей динамике, у вас перед носом будут пытаться повернуть в левый поворот со светофора, со встречного потока. Также будут пытаться (за километр впереди вас) выходить на обгон, выезжая на вашу полосу. И уже через пару секунд крайне мешая вам. Наконец вы, выскакивая на обгон и точно зная свою динамику, видите, что успеваете безопасно закончить маневр. Но можете напугать встречного водителя грузовика, т.к. у него в голове не укладывается, что можно на отрезке в 150 метров обогнать разом пяток машин, двигающихся на 90-100км/ч. Испугавшись, он может (опять таки интуитивно) предпринять такой маневр, от которого обосретесь (сорри) вы.
 
Все вышесказанное особо актуально для тихоходных транспортных средств. Тяжело груженые фуры; раздолбанные жизнью грузовики, замученные автобусы (сюда же нужно отнести водителей маршруток убитых). Особенно тракторы и Трактористы – не подозревают о вашей динамике. Она у вас отличается на порядки. И они очень опасны. А вы должны это знать и учитывать в своих маневрах.

С этой же точки зрения, на мой взгляд, главная ОПАСНОСТЬ У СКУТЕРА – его тихоходность. Можно и в жопу получить, и вынужден в первом ряду жаться, опасаясь всех поворачивающих направо. Мой совет скутеристам: доложите еще 300-500 бачел, а главное: СДАЙТЕ НА «А» КАТЕГОРИЮ, купите 125-250 кубовик и ездите как все: по городу 60-80. Это значительно безопаснее, чем на «полтиннике» тошнить свои 50 км/ч.

В продожении предыдущего: Аксиома 7 – будь заметен!
Яркий комбез, громкая выхлопная, постоянно включенный свет (лучше дальний даже днем) сильно способствуют безопасности движения. Но кроме «пассивной» яркости не забывайте об «активной» заметности, т.е. не суньтесь туда, где вас не ждут, ГДЕ ВАС НЕ ВИДНО:
- объехав пробку, ты становишься перед всеми, «на стартовой», ожидая зеленый. И тут же получаешь в жопу от позади стоящего авто, рванувшего чуть раньше. Он потом будет рассказывать ГАИ, абсолютно искренне, « - я не понимаю как он тут оказалася, я его не видел!»;
- ты стоишь на светофоре между рядами машин, - только дали зеленый, ты рвешь естественно, первым, и сталкиваешься с поворачивающей налево встречной машиной. Он тебя не видел;
- та же тема: на трассе, выполняя красивый затяжной обгон сразу трех-пяти фур ты и сам не заметил, как вышел В ОБГОН НА ПЕРЕКРЕСТКЕ . Не подозревая о тебе, со второстепенной выруливает на главную грузовик. Преграждая дорогу тебе. Он тебя не видел. Ты его тоже. А главное – ты не видел знак «Перекресток»;
- старайтесь не задерживаться в «слепой» зоне зеркал сбоку идущей машины. Там вас не видят! Не обгоняйте справа, - вас там не ждут. А значит не видят;
- в дождь, туман, в сумерках, твоя одежда обязана быть яркой, со световозвращателями. Лично я обклеил световозвращателями все кофры на моце. Стараюсь так запланировать поездку, чтобы до темноты добраться до места.
Езда по городу в ночь чрезвычайно опасна.
Здесь плавно добрались до ревущих сейчас (когда пишу эту статью), под моими окнами, в два часа ночи, СПОРТОВ (долбанных).

Аксиома 8 – СПОРТИВНАЯ, ТРЮКОВАЯ, НОЧНАЯ ЕЗДА В КОЛОННЕ ПО СВОЕМУ ГОРОДУ (еще хуже – ПО СВОЕМУ РАЙОНУ) ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЕЙШЕ ОПАСНА !

Исходя из своего опыта я бы добавил: если после такой покатухи вы целым и довольный собой спокойно домой вернулись - сходите свечку поставьте в церковь. Вам сильно повезло сегодня! Рассмотрим подробнее.

Про трюковую и спортивную езду уже изложил, - см. выше. Про ночную езду: кроме того что не видят вас, чаще всего и вы сами еще нихрена не видете. Можем забиться на спор с любым «спортачем» - визор вашего шлема поцарапан; что его можно мыть вы поймете только после первого месяца покатух; а многие и не догадываются, что визоры бывают не только тонированные, но и прозрачные. Что через такой визор можно увидеть ночью? Да еще с подслеповатым светом фар спортача??! Чаще всего эта езда «по габаритам впереди едущего», на чистый «авось». Пацаны, но жизнь-то одна, причем тут «авось пронесет»??

Про езду по своему городу. Опять-таки, мой личный рейтинг: самая безопасная езда на мотоцикле - в реальном дальняке, по слабо загруженной загородней дороге. Когда ты в дальняке, главная задача – доехать. На понты нет ни сил, ни желания. Нет понтов в голове – все очень безопасно. На такой же загруженной трассе опасности уже больше, от других участников дорожного движения. За которыми нужно следить. Достаточно опасно в городе. Но в незнакомом городе ты внимательно читаешь дорожные знаки, аккуратно следишь за дорожной обстановкой. И опасность сводишь к минимуму. Очень опасна езда ПО СВОЕМУ ГОРОДУ (!!). Ты свой город хорошо знаешь, на машине вдоль и поперек эти места уже объезжены. На дорожные знаки не смотришь и опасностей не замечаешь. Крайне опасна езда по своему району, ВОЗЛЕ СВОЕГО ДОМА (!!!). Кроме того что ты самоуверенно вообще не следишь ни за какой обстановкой, т.к. уверен, что знаешь её вдоль и поперек, возле своего дома ВСЕГДА тянет на ТРЮКОВУЮ ЕЗДУ. Ведь кругом соседи, знакомые, друзья, которые еще и подныкивают: «- не сЦы, откручивай!»

Как то давно вычитал, что по статистике, больше всего бьются САМОЛЕТЫ ВО ВРЕМЯ ВЗЛЕТА (форсаж двигателя) И ПОСАДКИ (особо напряженная работа всех систем), что-то там на 12-15 секунде полета. Перефразируя, для покатухи на моце, сам для себя вывел: на попандос «тянет» самого себя на первых 5 минутах езды (только сел, еще «не вкатался») и на последних 5 минутах езды («Как я заиппался за этот дальняк! вот уже и дом виден, быстрей бы уже доехать!», и т.п.).

К рассказанному выше моему попандосу, (когда мне заехали в жопу) добавлю, что в тот день мы шли В КОЛОННЕ спортачей по Проспекту, в 23-30 ночи, с диким ревом, с «вили», короче проспект «аплодировал». Я не доехал до своего дома всего два квартала. Тот водитель просто засмотрелся на другого красавца на моце и поздно заметил мои «стопы». Уиппав меня в жоппу, завалив моц, протянул меня метров 20 по перекрестку. Не уипалли бы меня - уиппали бы другого. В тот день «пахло» позывом на попандос. Кто виноват в произошедшем? ТОЛЬКО Я САМ. Поэтому в трюковой колонне я больше не езжу.

И с удовольствием катаюсь безопасно на мотоцикле уже 7лет. В том числе по разным странам и даже континентам. И готов спорить до хрипоты:  МОЦ – ЭТО БЕЗОПАСНО. Только с головой дружить надо.

Оригинал статьи: (C)Игорь [LiveToRide Belarus].

 

Отличная статья, отличная.