?

Log in

No account? Create an account
Motosplin

soundman


Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.


Previous Entry Share Next Entry
Мой первый задокументированный поэтический опыт.
Осень
soundman

Когда мне было лет восемь-девять, то есть лет тридцать назад, родители часто ездили в гости к папиному сослуживцу, Николаю Михайловичу. У него было двое детей, один - Андрей, - лет на 7 старше Саши, другой, - Юра, - младше меня на два года. Не стану рассказывать про  затейливую судьбу этой семьи, это достойно отдельного рассказа с приторно-нравоучитетельным выводом, касаемо того, как надо воспитывать детей и как не надо, но речь не об этом.

Речь о том, что у них имелась крутейшая пишущая машинка, умевшая печатать на пяти языках тремя, кроме черного, цветами, и являвшаяся предметом моего лютейшего фапа, потому как кроме артиста (а на сцене я с хазановскими монологами выступал с семи лет) я любил представлять себя писателем, а настоящий Писатель должен Творить только за Машинкою. 

И вот как-то раз, мне таки дали поиграть с этой машинкой. Я понял, что необходимо напрячься и родить из себя, что-то соответствующее моменту, и за час творческих мук родилась сага о Крокодиле и Чебурашке:

Часть I. Преступление.

Жил да был крокодил,
"Беломорканал" курил,
Водку стакана́ми пил,
Ножик в тросточке носил,
И по улицам ходил.

Никогда не умывался,
Грязью в луже обливался,
В подворотнях ошивался,
В транспорте хвостом пихался,
С продавцами препирался,
Он кусался и лягался,
И в милицию попался.
Там без паспорта остался.

Из неё в тюрьму попал...
Молоко там продавал.
В карты по ночам играл,
Арестантам спать мешал,
Доски в нарах поломал,
Плошку с пищей расплескал,
И оттуда убежал.

Водки сильно он напился,
За Уралом очутился.
На грабёж он покусился,
А охранник рассердился
И за дробовик схватился.
Бедный Гена удивился,
С пулей в сердце покатился.

Часть II. Возмездие и раскаяние.

Вместе с Геной крокодилом
Добрый Чебурашка жил.
В связи с этой страшной вестью
Чебурашка приуныл.

В магазине "Спорттовары"
Кирзачи себе купил,
За Урал он в них поехал
И охранника убил.

И за мокрое за дело,
И за мокрое за дело
Десять лет он получил.

Был примерным заключённым
И за то был снижен срок..
Сказка - ложь, да в ней намёк
Честным фрайерам - урок!

С литературоведческой точки зрения в саге легко прослеживается влияние блатной лирики, заимствованной из песен вроде "Нинка, как картинка с фраером гребёт" с  альбома Розенбаума - Жемчужных, а первоисточником, и  безусловно, антагонистом, с которым полемизирует автор, творчески переосмысляя его бестселлер был сами понимаете, кто.  Также автор, бессознательно используя реминисценцию из Пушкина, обнаруживает знакомство и с этим материалом.

Если обращаться к методу свободных ассоциаций Фрейда или методу психомотивного анализа Руднева, то можно обнаружить многие любопытные черты:


Осторожно! Шизофазия или свободные ассоциации!!!

Интересным является синтетическое соединение Крокодила Крокодиловича из произведения Чуковского с Крокодилом Геной Успенского. На наш взглд, это соединение хтонического крокодила, сожравшего Солнце с тем, кто в обличие доброго самаритянина пускает мыльные пузыри, и синтез из этих двух несовместимых на первый взгляд крокодильих ипостасей образа "несчстного негодяя", символизирующего собой сочетание древнего Зла с повседневней обыденностью, получающего таким образом прописку в современном секуляризированном мире. Зло действует посредством Крокодила, через крокодила, используя Крокодила вне его воления. Наш современник не склонен верить вести о Крокодиле, который пришел в мир, чтобы сожрать Солнце, нам удобнее представить его в виде Ганнибала Лектора - да, он страшен, но мы всегда можем посадить его в клетку или в зоопарк, тем не менее всегда подсознательно опасаясь, что маски будут сброшены и лик хтонического Зла явится в нагой беспощадности.

  Безусловная романтизация преступного мира, имевшая место в нарочитом смаковании асоциального поведения Крокодила в первых строфах, постепенно меняется на мысли о неотвратимости более чем печального финала преступной карьеры. Подобная эволюция позволяет подчеркнуть успешность воздействия на детей в СССР огромной пропагандистской машины по десакрализации образа преступника, отпечатывающегося на подсознательном уровне. Крокодил, безусловно, "бедный", "несчастный", но не герой, не Робин Гуд. Он достоин жалости, но не подражания. Его жизненный путь предопределён и трагичен, автор начинает следить за его судьбой в тот момент, когда крокодил уже сформирован, как личность. Он застыл в статичном психоэмоциональном образе, он антигерой из прошлого, которому не место в светлом будущем, куда летит поезд страны Советов, ему некуда развиваться, он ограничен гендерными и социальными стереотипами, не дающими ему сделать шаг из-себя и преобразоваться, и тем логичнее финал "с пулей в сердце", хотя Крокодил до последней секунды жизни надеется выйти из стиснувшего его кольца предопределённости ("Гена удивился"), хотя, возможно, что в этом месте автор имел в виду лишь наивную веру в бесконечный "фарт", характерную для психологически инфантильных правонарушителей.

Тем любопытнее вторая часть. С одной стороны, герой второй части саги поступает абсолютно сообразно с "понятиями", расправляясь с убийцей товарища, с другой - он явно не имеет отношения к преступному миру, - "добрый Чебурашка" противопоставлен асоциальному крокодилу, он только "живёт вместе" с ним. Живёт - как кто? Как фартовый товарищ? Нет, здесь скорее речь идёт о более глубоких чувствах, который, быть может и толкали боящегося потерять безусловно имеющийся статус в преступном мире, или боящегося сознаться себе самому в своей гомосексуальности Крокодила на метафизический бунт против реальности. Я не настаиваю на том, что такие отношения были, но они мнились всем их участникам - этого невозможно не разглядеть и это, возможно, для того мира в котором существовал Крокодил, было ещё ужаснее, где гомосексуальная связь является нормой в условиях сжатого и гендерно однообразного мужского общежития, а гомосексуальная любовь невозможна и ведёт даже не к смерти (если бы!), а к отверженности и проклятию. Здесь любопытно отметить образ Чебурашки - он вогнут, он ушаст, он буквально жаждет быть наполненным, он вопиюще феминен, в отличие от стопроцентно фаллического Крокодила. Он - коллективная мать-жена советских детей с голосом Клары Румяновой, и не случайна его (её?) поездка по следам декабристских жён - за Урал, с целью мщения за своего ребенка (а Гена, несмотря на выраженную во внешности маскулинность, конечно же инфантилен, это ребёнок, - вспомним те же мыльные пузыри или бегство за Урал, безусловно спланированное чутким и осторожным Чебурашкой и бесславно закончившееся смертью Крокодила из-за неумения контролировать помыслы - "на грабёж покусился",  будучи, конечно же, в розыске) или своего возлюбленного.
И закономерен финал - покаяние и исправление. С одной стороны - это демонстрация лояльности к государству, Чебурашка никогда не думал стать его антагонстом, он встал на путь противопоставления себя социальным нормам лишь во имя Любви, и именно Любовь, живущяя в его сердце, и способность, даже жажда к  жертвенности, кричащая изнутри его поступка - "убил охранника" и сдался, конечно сдался, и не думал бежать! -  позволяет надеяться на его конечное преображение.
Быть может, мы сможем увидеть ушастую фигуру Чебурашки на том же литературном берегу заснеженной сибирской реки, на котором уже полтора столетия читает Библию Раскольников...


А вообще-то, я заболел и у меня высокая температура, а я сижу, согласно фрахту, на работе.


  • 1
божечки! в свои 8 лет я читала Блока "Когда твое лицо в простой оправе..." с табуреточки и писала сказки про принцесс, принцев, драконов и Колобков.

"Ну, эти люди, они же все вышли из гетто" (с)

Я никак не могу асилить столько букв про Чебурашку, зашла просто пожелать скорейшего выздоровления))

Прости, пока хворал, забыл ответить (((
Спасибо!!!

главное, не болей)))

  • 1