Soundman (soundman) wrote,
Soundman
soundman

Categories:

Camino Santiago на велосипеде в июне-июле 2015 года. Итоги, советы и полезная информация.


Ну вот и закончилась поездка, Дорога пройдена.. Заполнен креденсиаль и получена компостела.



Грустно подводить итоги, так что пускай этот пост, в котором я соберу все, что пригодилось мне и может пригодиться другим велосипедистам, которые поедут по Камино, послужит для кого-то началом. В качестве основы для этого поста послужит мой старый, стартовый пост, в который я постепенно дописывал все ссылки, которые могли мне пригодиться.

Сразу хочу сказать: Все мои советы и наблюдения - субъективны, своё мнение я никому не навязываю, но и разубеждать меня в нём не стоит. В любом случае - Путь у каждого свой, и каждый набьёт свои шишки. Итак:

Подготовка к поездке на раннем этапе:

  • обязательная физическая подготовка не менее чем за полгода до поездки, иначе вы будете не путешествовать, а тащиться по маршруту. Я крутил велотренажер каждый день по 1:20 с перерывами только на форс-мажоры вроде болезней. За два месяца до поездки я начал каждый день ездить по Москве на велосипеде не менее 50 км, с максимальным пробегом до 100. Этого недостаточно! Средний набор высоты по Москве на восьмидесятикилометровый пробег - триста-четыреста метров максимум, а у меня был этап с набором высоты в 2300 м на 80 км. Ни качество дороги, ни градиенты, ни продолжительность не соответствуют "московским покатушкам", а рассказы из серии "жуткие горы в Подмосковье" или "торчок в Битце" - это сказки для детей. Также я очень рекомендую вдобавок к тренажеру ОФП и плавание, главная задача - добиться хорошей выносливости.


  • изучение испанского языка. В некоторых отелях, не говоря уже про маленькие кафе или магазины в провинциальных городках (не говоря о деревнях) вашего английского языка не поймут, как, скажем, не поймут его в городе Торжок. Заучите хотя бы вот такой разговорник, но лучше более углубленное изучение, я занимался с носителем языка по скайпу.


  • изучение полезных ресурсов.

Ну вот тут, пожалуй, поподробнее.
Полезная информация и путеводители:

В сети есть тысячи ресурсов, посвященных Пути. Читать запоем с утра до вечера я бы не рекомендовал, потому что отчеты, в общем, достаточно похожи, а информация по ссылкам дублируется. Но хотя бы немного:

ru_camino - ЖЖ сообщество
Группа в facebook. Там по ссылке "файлы" лежит много вкусного и интересного.

http://caminodesantiago.ru/ - один из русских сайтов. Хороший.
http://iperegrinos.com - социальная сеть для пилигримов по Camino.
http://caminopedia.com/ - Каминопедия. Не пригодилась.
http://wikicamino.net - русская ВикиКамино.
Всё же, в основе своей, это всё ознакомительное факультативное чтение, лишним не будет, но не обязательно всё штудировать, в отчетах можно узнать больше.

Из того, что может реально пригодиться в пути, я бы назвал сайт http://wisepilgrim.com/ - это список всех альберге по всем Камино, у них есть приложения для смартфонов. Из наших аналогов есть путеводитель паломника на русском языке - все альберге с адресами, в формате Doc и изданный Еленой Панагриевой путеводитель по альберге, который я брал с собой и который как минимум дважды выводил меня на отличные альберге.

Что касается как таковых путеводителей, то лучшим считается английский от John Brierley, выдержавший уже много переизданий. Со мной в качестве бумажного путеводителя ехала книга "Страна Камино-де-Сантьяго: Самое необычное путешествие по Испании" из которой я много чего узнал в дороге - достаточно почитать на сон грядущий одну-две главы, и едешь мимо памятников уже осмысленно, а не просто крутишь педали.

Ну и конечно - смотрите "Путь" Эмилио Эстевоса и "Млечный путь" Бунюэля, есть шестисерийный тревелмуви от Нешнл Джиографик, читайте испанскую литературу, без этого будет не так интересно..

Я уже писал, но повторюсь - очень выручили меня приложения для смартфонов, куда за небольшую денежку можно скачать аудиогиды с привязкой к местности. У меня были “Вокруг света” и Your Guide.
Билеты, бронь, виза и перевозка:

Я купил авиабилеты в "Аэрофлоте" сильно заранее, еще в начале декабря и стоило это на момент покупки 24 000 рублей. Iberia предлагала немного дешевле, но я решил сэкономить - у них перевозка велосипеда стоит плюс 50 евро и ещё везти можно только в коробке, которая в аэропорту стоит тоже 20 евро, что ли.. Я уже писал, что это было ошибкой. Не стоит пытаться сэкономить на перевозке, можно столкнуться с форс-мажором. Вообще, это солидная проблема - упаковать и перевезти велосипед, я скажу. На следующий год я буду думать, как лучше решить эту проблему, и больше всего мне пока нравится идея ехать с жестким велокофром и оставлять его в гостинице, с тем, чтобы потом вернуться в ту же точку, откуда начинаешь маршрут.

Для получения визы я забронировал 4 отеля по ходу следования через www.booking.com, хотя это не обязательно. Достаточно при подаче документов в визовый центр написать вот такое заявление.

Билеты на междугородние перевозки автобусной компанией ALSA покупаются у них на сайте, причем можно покупать хоть за год до поездки. Стоят бюджетно, ходят (для Испании) точно. В Финистерру из Сантьяго и из Памплоны в Сен-Жан-Пье-де-Пор ходят автобусы компании "Monbus", онлайн билеты купить нельзя. Расписание автобусов есть на сайте.
Из Сантьяго я решил уехать ночным поездом, по двум причинам: потому что автобус едет почти 9 часов и днём, а на поезде можно ехать ночью и сэкономить день, и потому что велосипеды можно возить только в ночных поездах.. Есть распространенная ошибка: в испанских дневных поездах дальнего следования нельзя перевозить велосипеды. Это не так, перевозить можно, но только они должны быть упакованы так, чтобы удовлетворяли вот таким требованиям:

Это достаточно жесткая разборка, но упаковать можно. Суперкомпактная упаковка демонстрируется вот по этой ссылке. Не уверены, что нормально упакуете? В Сантьяго на вокзале вам за 20 евро упакуют велосипед к поездке, обращаться надо к Jose в магазин печати. Билет обошелся мне в 150 евро, это была плата за перестраховку, ну и за то, что в купе я ехал один ))) Билет в компании RENFE  можно купить онлайн за три месяца до поездки.

Двигаясь по камино, можно заказать транспортировку вещей вдоль маршрута и ехать/идти налегке, а ваш багаж будет ждать вас в том месте, которое вы укажете.

Такси стоят негуманно: от Памплоны до Сен-Жан-Пье-де-Пор 120 евро, от Сантьяго до Финистерры (или обратно) - 90 евро.

NB: Я не рекомендую добираться до старта так, как я. Сейчас я бы полетел до Парижа, а оттуда прямым поездом до Сен-Жан-Пье-де-Пор, а из Сантьяго улетел бы в Москву через Стамбул, например. Экономия около 300 евро только на переездах (такси из Памплоны+ночной поезд). Но зато я не посмотрел бы Мадрид...

Маршрут, отчеты и треки:

Здесь самое главное. Нужно решить, как вы будете проходить вашу дистанцию и обязательно составить примерный маршрут (см. мой). Это необходимо, чтобы рассчитать продолжительность маршрута. Отлично, если вы не ограничены во времени. Хорошо, если вы проедете какой-то участок побыстрее и у вас появится лишний день - сможете поехать в Muxia, например. Я собирался посреди маршрута, в Бургосе, сесть на автобус и доехать до Леона и денёк просто поваляться, но когда я приехал в Бургос сама идея о том, что можно сойти с Пути показалась мне кощунством, сил хватало и я с огромным удовольствием проехал эти 200 км за 2 дня.
Хуже, если вам из-за переоценки своих сил придется сойти с маршрута. Так что - читайте отчеты и сопоставляйте их со своей физической формой, ну и тренируйтесь, чтобы поездка была в радость.

Маршруты и треки:
Для составления маршрута удобно почитать несколько специальных сайтов, скажем, bicigrino.com - хороший сайт для велопутешественников, разбивка на этапы или еще такой же, испанский.

Перед поездкой я купил навигатор Gamin Dakota 20 и закачал в него бесплатные топографические карты и несколько каминовских велосипедных треков с сайта www.gpsies.com. Три дня не мог нарадоваться: едешь в поле, развилка, непонятно - направо или налево? И стрелок нет. Глянул на навигатор, и все сразу понятно. Но после Логроньо то ли я что-то испортил, то ли в навигаторе произошел какой-то сбой, но треки перестали отображаться. Несколько раз я пользовался им, прокладывая дорогу по точкам - у меня был очень примитивный велопутеводитель, который я, по счастью, распечатал перед поездкой (он же онлайн), в котором были только крупные точки. Так что дивайс оставил у меня весьма странное впечатление: не хочется поехать в поездку куда-нибудь, где не будет добрых каминовских стрелочек и попасть в такую же ситуацию. Спасла меня покупка превосходного, подробнейшего атласа для велопилигримов:
Если сможете купить такой где-нибудь по интернету - заказывайте, неоценимо облегчил жизнь. В нем маршрут разбит на 15 дней, это, как мне сейчас представляется, самая правильная разбивка для среднего велотуриста, так гнать, как я, не надо. Есть участки до Finisterra и Muxia. Но вообще, конечно, я уже говорил - в дороге вы не заблудитесь, есть стрелки дона Элиаса, есть другие паломники, есть очень доброжелательные местные жители.

Отчеты о прохождении:
Каталог отчетов из ВикиКамино (русский)
Камино на велосипеде от shykar
Путь святого Иакова на велосипеде от seyfulmulyukov, вот трек этой поездки. Я ориентировался на этот отчёт и проехал свой Путь примерно так же.
Очень сжато и точно о том, что такое альберге.
Камино из Памплоны за 11 дней.


Список вещей в дорогу, по пунктам:
Документы и деньги:
Паспорт заграничный с действующей визой
Паспорт общегражданский
Распечатка всех заранее купленных билетов на все поездки
Распечатка медицинской страховки
Путеводитель и книга по Камино (по желанию)
Ручка/карандаш
Флешка с копиями документов
Деньги - как наличные, так и кредитные/дебетовые карточки систем Visa и Master. Я купил достаточно много евро наличными, за все гостиницы платил карточками и привёз немного наличных обратно. Никаких вопросов с российскими картами нет в самых глухих деревнях - в любом кафе принимают. Сейчас бы вёз самую малость - 300-400 евро полтинниками или двадцатками, остальное на картах.

Возникает вопрос "сколько брать", да? Очень индивидуально. Минимально в день я тратил 25 евро: 5 за альберге, 5 на завтрак, 10 на ужин, 5 - вода и напитки по дороге. В дороге и маленьких городах тратить не на что, соборы открыты, музеи не стоят больше 5 евро, ужин не дороже 12.  Максимально у меня было в Сантьяго: 35 евро за гостиницу, дюжина устриц, шампанское, осьминог, тапасы, такси до вокзала, - около 75. Ужиматься совсем и есть консервы из супермаркета в Испании я смысла не вижу. Всё же один из туристических элементов Камино это гастрономический. Вообще, тему "где жить и что есть" каждый решает и разруливает для себя, сообразно кошельку. Конечно, если идти пешком, то каждый день останавливаться в отеле выйдет дороговато, по любым прикидкам. Ну и, может быть, кому-то приятнее общие ужины в альберге, общение, а кто-то любит прийти в отдельный номер и помолчать с собой наедине... Я жил и там и там, и постарался рассказать об этом в отчете.

Экипировка и велосипед:
- Рюкзак Deuter Futura 26 литров. Ну вот спорное решение было, именно эта модель великовата и немного бестолкова для велосипеда. Но Deuter - это всегда Deuter, почти все европейцы ходят и ездят с ними.

Когда нет сил ехать дальше.
В велорюкзаке у меня ехал трехлитровый гидратор, дождевик/велогалоши, часть аптечки - ну от ссадин и прочее, часть денег.
- Велосумки Vaude Aquva Back. Опять же, почти никто не ездит с брезентовыми "штанами", опытные туристы предпочитают быстросъемные непромокаемые сумки подобного типа.
- Велобагажник Topeak
- Чехол для перевозки велосипеда
- Велосумочка на раму для мелочей, Я вез там телефон, внешнюю батарею, камеру и универсальный ключ.
Перед поездкой была сделана полная профилактика, были куплены и установлены тормозные колодки, новая кассета, трещётка и цепь.
Велогаджеты и запчасти:
- GPS навигатор с зарядкой. (См в "маршруты и треки")
- Велокомпьютер с кардиомонитором - обязательно. Можно слишком разогнать пульс при подъёме в гору и схватить инфаркт. Кресты и памятники на обочинах говорят об этом слишком красноречиво.
- Фара и зарядка для фары - абсолютно бесполезный дивайс для летнего Камино. Ночью ехать вы не будете, днем и так светло, в дождь фара не помогает.
- Насос обычный и высокого давления - качать вилку, если пневматическая.
- Велозамок. Ключ я носил на резинке на запястье.
- Петух (derailleur hanger) 2 шт.  - То, Что МОЖЕТ Сломаться. А может и не сломаться. Не надо швырять велосипед об стену и надо аккуратно выбирать дорогу. Я думаю, что если бы я поехал вниз после перевала по сыпуну, я с высокой степенью вероятности сломал бы не только петух, но и шею. Но это такая маленькая деталька...
- Замки на цепь и кусок цепи - нет, не пригодились. Но они ничего не весят.
- Три камеры. У меня не было проколов, у людей на трассе были. Нужно ли брать три, они достаточно тяжелые? Думаю, да. Я не люблю клеить камеры... особенно на дороге... особенно в дождь.
- Аптечка для камер - если тебе особенно повезло  и ты таки пропорол три камеры.
- Комплект колодок - не пригодился. Тысяча километров - не то расстояние.
- Смазка для цепи и тряпка для её протирки. Без комментариев.
- Набор ключей с выжимкой для цепи.
- Leatherman Wave как мультитул для велопохода разочаровал - тяжел и малопригоден велосипедисту, из полезного - только плоскогубцы. Нож в нём ущербный. Вообще он мне не нравится, да, зря купил.
- Ключ для педалей - обязательно. Их приходится снимать при разборке велосипеда.
- Затычка в тормоза и распорка в переднюю вилку - для транспортировки.
Для отдыха:
- Часы наручные электронные, с большим циферблатом. Я вешал на руль - было очень удобно.
- iPhone+ зарядка - ну понятно.
- Power Bank + зарядка - ооооо! Это очень нужно!!!! Несколько раз у меня кончался аккумулятор прямо на маршруте или во время бесконеных съёмок и прогулок по городу.
- Налобный фонарик -  расхожая ненужная вещь, которая встречается во многих отчетах. Я в альберге ложился порой раньше, чем выключали свет, а все вещи на утро собирал задолго до отхода ко сну. С утра встал, взял несесер, побрился/помылся, надел форму, положил майку и несесер в сумку и выехал. Ни разу фонариком не пользовался.
- Тройник - напротив, очень нужная вещь. Я купил с пятиметровым шнуром и потом несколько раз радовался, когда мог поставить телефон на зарядку у себя в кровати, а не у противоположной стены за несколько метров.
- Булавка для замены сим-карты.
Бытовое:
- Спальник. Спальник!!! - о мадре миа! -  как говорили мне испанские пилигримы, когда узнавали, что я из России. Летом в Испании даже в альберге не нужен спальник.  Я ночевал в горах, на хорошей высоте и спал там под простыней. Если будет холодно, достаточно укрыться кофтой или её надеть на ночь, ну и в альберге, в которых я останавливался, всегда были одеяла, достаточно попросить
- КЛМН (кружка, ловилка, Leatherman). Металлическая кружка из туристического магазина - неверное решение. Кружка только пластиковая, в ней можно кипятить воду, ее можно ставить в микроволновку. Ложка и вилка тоже не нужны, на самом деле, если не планируете сами себе готовить.
- Кипятильник - я писал, что угробил кипятильник в первый же день. Но (особенно для пешеходов) он хорош, электрочайников почти нигде в альберге нет. Хотя почти в каждом городе я видел кафе, которые открываются чуть ли не в 6 утра, так что опционально. Я не страдал.
- Игла и нитка – набор - не пригодились.
- Пластиковые хомуты, 20-25 см, очень полезно. Собирать велосипед, для ремонта и проч.
- 4 прищепки, нейлоновая веревка 2 м. Веревка просто всегда в походе нужна, хранил вместе с хомутами, потом приколхозил на нее атлас. Прищепки не пригодились.
- Большое количество застегивающихся пакетов "ИКЕА" - на случай дождей, мне не пригодились,
Чайные пакетики и 5 пачек каши. Кашу по первости ел в альберге по утрам,  но потом я стал покупать с вечера сыр, хамон и хлеб, а потом утром проезжать 10-15 км и завтракать в кафе. Так вкуснее )) Чай выбросил на третий что ли день - оставил в Логроньо на кухне. Вообще я старался побыстрее из альберге уезжать и проводить там как можно меньше времени, чо рассиживаться по утрам и чаи гонять? Дорога зовёт!
Гигиеническое:
- Зубная щётка, - паста, - расчёска, - щипчики/ножницы для ногтей, - гель/шампунь, два в одном, - японская мочалка, - пена, - бритва, - одеколон.
Туалетная бумага
Влажнные салфетки – 1 пачка
Полотенце среднего размера - необходимо!!
Помада гигиеническая - очень нужно! Губы на жаре и на ветре моментально трескаются.
Дезинфекция рук флакончик. Пару раз использовал, но это не для Испании вещь - в туалет можно зайти в любой кафешке, а холера там не так распространена, как в Чаде.
Крючок в душ на присоске - это фича, которая встречается во многих отчетах. Я ходил в душ с несесером и полотенцем - туда в форме, обратно в свежем белье и он мне ни разу не понадобился.
Порошок стиральный - не нужен, если в альберге будет стиральная машина, то туда надо закладывать таблетки, они стоят 50 центов - 30 рублей. Игра стОит свеч?

Аптечка:
Здесь всё индивидуально. Я беру много таблеток для пищеварения, думаю, что Креон никому не помешает.
- Креон
- Но-Шпа
- Лоперамид
- Спазмолгин
- Ибупрофен
- Пластыри - набор, мало ли что
- Зеленка в карандаше и перикись водорода в спрее.
- Энтеросгель
- Крем от усталости ног с охлаждающим эффектом. Я купил какой-то в Москве, с каштаном, но он совсем не тооо. Вот этот я купил в испанской аптеке и он был крут.
- Колдрекс
- Ципромед в уши
- Гексорал
- Ринофлуимуцил
- Крем от солнца – для лица и тела. Я активно пользовался первые 4-5 дней, потом и выезжать стал пораньше и загорел уже, но я почти никогда не сгораю. Максимум - немного шкура сползёт, безболезненно.
- Беруши
- Маска для сна
- Гель/крем от потертостей - это то, что нужно велосипедисту обязательно. Я в паре постов жаловался, как я стёр себе пятую точку, поверьте, даже у куда более чем я тренированных людей попа стирается до крови на хороших нагрузках и расстояниях.
- Изотоники - обязательно! Добавлять в воду, очень сильно поднимают тонус и, главное, не дают вымывать из тела полезности. Я выпивал в день литр воды с изотониками и минимум литра 2-3 простой.
Одежда:
Велосипедное:
- длинный бафф на шею с защитой от UF - и утеплиться, и прикрыться от солнца
- Велошлем. Без него по дорогам Испании нельзя ездить по правилам.
- Велотуфли. Удобные и разношенные. Я езжу на контактных педалях.
- Велоформа лайкра короткая - 2 комплекта. Форму надо менять каждый день, чтобы микробы не раздражали кожу в местах потертостей. К концу Пути один комплект у меня "кончился", протёр таки.
- чулки и локти из лайкры - это удобнее, чем везти отдельный комплект длинной формы.
- Носки – шесть пар
- Велофлис - виндстоппер.
- Перчатки 3 пары – одни длинные и двое коротких. Перчатки лучше брать прикатанные, одни я в итоге быстро забраковал.
- Очки велосипедные. Я купил себе очки со съёмными стеклами - белые, желтые и темные. Пользовался всеми: в горах, в тумане и в дожде - прозрачные, по утрам - желтые.
- Дождевик и чехол на шлем. Ну и что, что я был похож на грибочек?
- Непромокаемые чехлы на обувь.
Для города/отдыха:
- резиновые тапки в душ и для прогулок
- трусы 3 пары
- шорты из “Декатлона”
- Майки “декатлон” голубые 2 шт
- Белая длинная майка
- Бейсболка
На себе (в самолете):
- Кроссовки, носки/трусы
- Брюки длинные плащевые
- Кофта на молнии
- Белая длинная майка
- Напузная сумка для документов

Вещей хватило за глаза, стирал за дорогу раз пять, сохнет всё превосходно, стирка стоит в среднм три евро, можно еще сушку за пару евро заказать. Вещи, соответственно, надо брать такие, которые не боятся жестокого обращения и стирок. Веревка не пригодилась, везде есть сушилки


Вопрос безопасности и форс-мажоров: не берусь утверждать на сто процентов, но я, со всей моей паранойей не боялся оставлять ни документы ни деньги в альберге и уж точно не таскал их с собой в душ - кто там полезет в пыльную сумку? Я вас умоляю! Выходя в город брал наличку и одну из карт с собой, а паспорт, часть налички и еще две карты лежали в секретных карманах в альберге. Но (можете смеяться) я был уверен что ничего не случится, Бог не попустит.

Для вящего спокойствия надо сделать электронные копии всех документов и положить их в любое облачное хранение и на флешку: в случае чего это избавит от хлопот. Конечно, нужно разбить наличные деньги и карточки на несколько нычек, которые держать в разных местах. Но это, полагаю, азбука безопасности для туриста.

Велосипед сначала пристегивал, а потом просто продевал замок сквозь раму и заднее колесо, и шел по делам. У храмов часто просто клал велик на бок и шел внутрь.

Оставил велосипед на улице (было очень жарко) и пошел обедать внутрь.
Вообще страшилки "банда злодеев похитила туриста  и сожрала,  бла-бла" это нормально, надо относиться философски. На рынке в Асторге да, это был единственный раз, когда я ощущал опасность, в остальное время мне было спокойнее, чем в любом месте Москвы  и РФ, в которых я бывал за последние 10 лет.

Связь:
Я купил за 25 евро карточку Mundo от компании Orange в офисе в Памплоне, и в Леоне доложил на нее еще 20 евро. Сидел в соцсетях, смотрел и вешал видео, постоянно вешал фото, пользовался навигационными услугами, звонил и писал смс - в минус не ушел, качество связи прекрасное, ловило по всему маршруту за редкими исключениями. В офисе вам всё поставят и настроят, не стоит волноваться.


Люди и достопримечательности:
Люди мне попадались только хорошие. С пилигримами велосипедисты не очень общаются, мы индивидуалисты и у нас другой темп передвижения. Но атмосферу прочувствовать, как мне кажется, получилось - это спокойный позитив. Никто не злится, никто не ругается, всех объединяет одна идея - дойти. На дороге друг другу помогают - один раз у моста ("не для велосипедов") я не мог поднять велик на осыпавшиеся ступени, мне помогли две тёти лет под 50. Испанцы вдоль Камино очень доброжелательны и вежливы, все с удовольствием помогут и словом и делом - как мне воды налили, например.. На дороге очень внимательны к велосипедистам - за весь маршрут мне ни разу не бибикали. Ну а про достопримечательности я, кажется достаточно рассказал, да?..


И в заключение совсем немного лирики. Я не получил от Camino того, чего я хотел, я не постиг дзен и не впал в мистический экстаз. Скорее я получил то, что Путь мне дал. Мне повезло с погодой, с людьми, с настроением, с незримой поддержкой. Мне повезло, потому что велосипед - это замечательно.
Сейчас я понятия не имею, когда я захочу еще раз увидеть Сантьяго, и вообще - захочу или нет, но ЭТО БЫЛО ПРЕКРАСНО.


Все посты:
Tags: camino, español, велосипед, вещи, выживание, друзья, иммиграция, места надо знать, обзор, размышлизмы, спорт, ссылки, финансы, фото, юмор, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments