Motosplin

soundman

Раб Божий, обшит кожей.

Лучше быть, чем казаться.

BiSicilia 2016, день 0. Агридженто, или как поехать в Италию, а попасть в Древнюю Грецию.
Motosplin
soundman
В этот день нам предстояло путешествие в самую (как считают многие) интересную точку Сицилии - город Агридженто и его долину храмов. При рождении город назывался Акрагас, основан он был родосцами аж в 581 году до Р. Х., и  поэт Пиндар немного позже называл его «прекраснейшим городом среди смертных», а сейчас город в первую очередь знаменит самым сохранившимся в мире комплексом греческих храмов.

За двух с половиной тысячелетнюю историю город повидал всякое - и правление тиранов* Великой Греции, и завоевание карфагенян, и римское владычество, и вандалов, и арабов, и византийцев, и норманнов, и испанцев из Арагона, и Бурбонов, так что и  японских туристов переживёт. Размер археологической зоны огромен, и её еще толком не раскопали.
_________________
* - да, "тиран" - слово не ругательное, но вот Фаларис, тиран Акрагаса, таки был не очень приятным человеком, и современные ученые сходятся на том, что знаменитая история с медным быком, в котором тиран заживо запекал осужденных, начиная с изобретателя этого страшного приспособления - правда, а вот ел ли он младенцев - непонятно. Скорее всего ел, тиранствовать дело такое - сначала морщишься, потом привыкаешь.

С утра удалось самостоятельно позавтракать и выпулиться в сторону вокзала. Первые поезда ходят около 8 утра, и дорога занимает полтора часа, так что можно было бы додремать, но унять любопытство  и не вертеть головой по сторонам - это свыше всяческих сил. Дорога однопутная, в каком-то из мест поезд прибывает в тупик, а потом начинает двигаться в обратном направлении, Этна на заднем плане, сицилийские студенты едут на учебу - интересно! Основной вопрос, обсуждавшийся по пути - куда стоит идти сначала, осматривать город или ехать в долину храмов? Решили посмотреть сначала город, так как комплекс в долине не закрывается днём.

От вокзала до Дуомо добраться удалось достаточно быстро и просто, ориентируясь по гугловским картам, - накануне я пополнил карточку Wind на 10 евро и интернет вроде бы заработал, но в город мы приехали всё же раньше, чем неторопливые агриджентцы начали открывать культурные заведения. Оставалось только вточить панини с прошутто, которые нам любезно настрогали в магазинчике у входа в закрытую же Chiesa Santa Maria Dei Greci.

На ступенях сидючи, совершенно случайно спалились русской речью и немедленно познакомились с русской же девушкой, путешествующей из Палермо в Катанию пешком, притом ветераном Камино. Братство пилигримов такое братство ))  В Дуомо, таким образом, пошли уже вместе.

Кафедральный собор был построен в 1100-х годах, перестраивался уже через 100 лет после оползня, потом было еще несколько перестроек. Храм был построен на месте храма Зевса на самой высокой горке в окрестностях, причем тот самый тиран Фаларис и начал свою деятельность в Акрагасе как раз с подряда на возведение этого самого храма Зевса на Акрополе. Фаларис обнёс место строительства стеной от чужих глаз, набрал массу деклассированных тонтон-макутов в качестве рабочих, вооружил их потихоньку, потренировал, а потом повыпилил кучу народа и сам стал царствовать и всем владети.

Храм посвящен местному епископу св. Герландо (15 в), чьи мощи сейчас хранятся в нем.

Первоначально он был построен норманнами, и представляет собой трехнефную базилику. Из-за многочисленных перестроек уже сложно восстановить первоначальный облик за барочными виньетками.

В 1966 году храм сильно пострадал от землетрясения, но его постарались по максимуму восстановить. Аутентичный потолок собрали по элементам и бережно водрузили на место. К нему можно подняться:

Узкая лестница ведёт на смотровые балкончики, но солнышко светило хотя и из-за туч, но прямо в объектив, поэтому панорамы города вышли плохо. Еще в храме есть какая-то мистическая сатанинская(!!!) рукопись, о которой нам рассказывали волонтёры на смеси быстрого итальянского с плохим английским, поэтому я плохо понял. Фотографировать её нельзя, видимо чтобы сатанинские свойства не пропали, всякому ж известно, что при фотографировании теряется часть души ивотэтовотфсё. Купола в соборе нет, но изнутри нарисована обманка:

Рядом с собором расположен музей Diocesano, но туда мы чисто одним глазком заглянули, хотелось уже ехать дальше. Посмотрели только на св. Иова, который чота устал и прилёг посмотреть телик с любимыми котиками и собачками:

И я не мог не сфотографироваться со своим тотемным животным - только это был какой-то злобный слонег, как мне кажется. Хорошо не укусил:

Дальше путь лежал обратно к храму Богородицы Греческой, построенному на основании древнего храма Афины V века до Р. Х.

То есть я бы сейчас мог рассмотреть все теории - от псевдоисторических и конспирологических до вполне себе религиоведческих относительно того, что у кого заимствовалось в культе Девы Марии и Афины Партенос, ну и Изиду до кучи приплести, а там и до чёрных Мадонн договорюсь, катаров, ой держите меня но не буду, конечно. Лучше мы быстренько посмотрим храм, спустимся в раскоп, открывающий древнегреческий фундамент и колонны (снимки вышли плохие) и пойдем дальше гулять по городу.

А плутать по сицилийским городам обычно приходилось вот с эдаким выражением на лице:

Потому что на плане нарисована улица, а на самом деле это лестница:

Велосипед под мышку и побежал, и хорошо если вниз как в этом случае, а бывает что и вверх. Пока мы бродили по Дуомо, музею и церкви, стало уже вовсе тепло и светло, и мы решили перемещаться в долину храмов, потому как она обещала отнять у нас приличное время, а ездить по ней на велосипедах не разрешают, как я заранее выяснил. Выбрались из города и покатили вниз. Дело в том, что изначально город лежал как раз в долине на побережье, и лишь в раннем средневековье, спасаясь от морских набегов, город отполз из долины на горы и холмы, подальше от моря. Благодаря этому обширная площадь античного города еще скрыта в земле и - как знать! - может быть археологов будущего ждут интересные находки, хотя пример Остии Антики говорит, что дома, скорее всего, были разграблены до стен.

Комплекс состоит из долины храмов, вдоль которой пролегает дорога процессий, и музея, в котором собрано всё ценное, что удалось раскопать. "А вход в музей свободный? - Свободный. За пятачок". Велосипеды привязали у ограды, отдали свои "пятачки" (по 14 евро, не пятачок таки), щёлкнули тысячелетнюю оливу и пошли вглубь:

Сначала поднимаемся к храму Геры:

Впечатляюще, конечно, я видел греческие развалины на Кипре и на Родосе в Линдосе, но уже этот, прилично разрушенный храм их с легкостью затмил.
Спускаемся и идем дорогой процессий, мимо городских стен, которым больше двух тысяч лет:

Известняковые блоки, из которых они сложены, за эти годы диффузировали и срослись, похоже, как будто это монолиты. А арки - это не для красоты, это античные могилки римского периода, фактически кремлевская стена получилась, только похаотичнее.

Проходим еще немного, и видим феерический храм Конкордии. Есть такие места, которые специально существуют, чтобы их снимали, так что я лишь немного оскорблю ваше чувство прекрасного собой:

Тем более, что люди вон какие инсталляшки вкапывают рядом, и то им ничего:

Это Икар и он упал и так лежит, а его папа Дедал таки успешно до Сицилии долетел, согласно мифу. Но таки это лучше, чем храм замотали бы в тряпочки, нидайбох.

Немного дальше за храмом Конкордии стоит вилла Ауреа, которую построил на античных конструкциях в начале ХХ века британский археолог-энтузиаст А. Хардкастл, который здесь копал. Отличная идея, чтобы на работу далеко не ездить, ну и особо ценные находки чтобы далеко не носить, да. В античных подвалах - скромненькие экспозиции, основные - в музее, вилла закрыта для посетителей..

Немного далее, на развалинах храма Геракла, можно присесть и поинтересоваться у проходящих мимо: "Слышь,  гражданин, подь сюда! Ты чо такой дерзкий? Ты с какого полиса? Кого из авторитетных жрецов знаешь? Какой тиран общак держит?"

От самого внушительного сооружения долины храмов - храма Зевса, который начал возводить тиран Терон силами рабов-карфагенян, захваченных им после победы при Гимере мало чего осталось.
Храм вообще до конца не допилили, потому что карфагеняне через 80 лет оклемались и в свою очередь захватили Акрагас. Поскольку они молились Ваалу, они относились к Зевсу весьма пренебрежительно, ну и под шумок, полагаю, пожгли всю документацию, а равно и сметы, чем не преминули воспользоваться подрядчики: " Какой храм? Зевса? Читайте в договоре мелкими буквами, снизу: "в случае наступления форс-мажорных обстоятельств и стихийных бедствий, таких как извержение Этны, матч "Зенит" - "Спартак" или нашествие карфагенян", - так что извините, простите, ничо не знаем  и вообще, пока нас римляне обратно не завоюют, мы тоже будем молиться Ваалу, а Зевс сейчас не скрепно". В общем, самый большой из известных ученым-антиковедам храм подобного рода так и не был введён в эксплуатацию.

Кстати, будучи людьми прагматичными и любящими шоу, карфагеняне утащили  в метрополию того самого медного быка Фалариса, потому что осуждённых у них хватало, просто жечь их на коленях у идола стало уже скучновато, а медный бык обещал вывести дискуссии с политическими оппонентами на принципиально новый уровень.

Территория на самом деле большая, и мы попытались дойти пешком до музея наперерез, через поля. Так лучше не делать, потому что мы так и не нашли прохода, хотя тропок там было достаточно.

Немного поплутав вокруг развалин античного фитнес-центра (гимнасия), вышли обратно, к храмам Кастора и Поливдека и другим, в самом конце маршрута:

Дорога заканчивается здоровенным ущельем, на которое никто не обращает внимания, а между тем это был бассейн - жители Акрагаса запрудили речку и купались там в жаркие дни.

Ну а нас погода так не радовала - солнышко выглянуло пару раз, но  в основном было облачно. Мы решили выбираться из долины и ехать в музей.

Неудобно было то, что нам пришлось возвращаться по той же дороге обратно, поскольку наши велосипеды были привязаны у той проходной. Хотелось уже и съесть чего-нибудь, так как после утренних панини мы смогли только выпить по стаканчику шпритца в дико дорогом кафе недалеко от храма Конкордии, в начале нашей дороги:

В итоге, на велосипеды мы сели достаточно поздно, но мужественно покрутили в сторону музея, хотя было уже поздновато. На полдороге устроили военный совет и решили, что на красно-и чёрнофигурные амфоры мы еще посмотрим, а что до атланта, поддерживавшего потолок храма Зевса, удовлетворимся его копией на том месте, где он был найден.

Так что мы приняли решение поехать в город, поесть там и покататься. Но не тут-то было!  Нет, покататься мы покатались:

Но вот в плане поесть - "это же Сицилия, детка", - не вышло. Кофейни, джелатерии, сувениры есть,- а рестораны все открываются после  семи.

Ну не без инсталляшечек, конечно. Стена Цоя улица искусств:

Съели по мороженому и решили выбираться к барам в начале главной улицы, чтобы недалеко было до вокзала, и пожевать невнятных бутербродов со шпритцем там:

Пожевалось нормально, хотя хотелось, конечно, какого-то более полноценного ужина. Но мы все равно были довольны:

Так мы выяснили, что незаметно прошел весь день и надо собираться на вокзал. Когда мы приехали, не сразу, но выяснилось, что уже никто никуда не едет, потому что где-то между нами и нашим домом в Кальтаниссетте кто-то решил самоубиться, ну и поэтому поезд пойдет "часа через полтора. Или раньше. А может быть и позже". Нам-то было, в принципе, всё равно, только обидно было сидеть на вокзале, а не в каком-нибудь ресторане, а вот группа молодёжи должна была ехать в Катанию с пересадкой. Тут нам предоставился отличный случай узнать, как формируется ж/д расписание на Сицилии: дежурный по станции позвонил на станцию пересадки и договорился, чтобы тот поезд, на который должны были успеть (и не успевали) ребята, остановился бы там и подождал. Горизонтальные связи побеждают стихийные бедствия и нашествие карфагенян бы остановили, наверное. В итоге сидеть пришлось не очень долго, поезд опоздал всего минут на 40, и без приключений довёз нас до Кальтаниссетты. В дороге мы договорились, что ужинать мы не идём, а перекусим чем Бог пошлёт в закусочной навынос неподалёку от дома, которую мы приметили вчера, возвращаясь с прогулки, - так мы и поступили.
Подводя итог длинному дню, можно было с уверенностью сказать: "Приключения начались!"

• 1
Приключения всегда находят тех, кто их ищет. ))